Войти в почту

Учат в школах, учат в школах на "Тавриде"

"Они сошлись. Волна и камень, / стихи и проза, лёд и пламень / не столь различны меж собой" — пушкинские строки из "Евгения Онегина" вполне могли бы стать девизом "Экспериментальной сцены": слишком разнообразным подобрался состав участников. Если работа одних заключается в том, чтоб блистать перед публикой, другим привычнее трудиться в уединении над листом бумаги или клавиатурой ноутбука. Впрочем, не только по сферам деятельности отличались участники: творческий уровень также варьировался довольно сильно. "Таврида" собрала актёров профессиональных театров и членов любительских объединений, блогеров с многотысячной аудиторией и тех, кто только намеревается завести свой канал или паблик, популярных сетевых поэтов и начинающих авторов.

Учат в школах, учат в школах на "Тавриде"
© Ревизор.ru

Однако "Таврида" каждого научила чему-то новому: так, на мотивационной сессии участники форума делились историями успеха, а маэстро юмора Евгений Петросян на творческой встрече раскрыл секреты сценического обаяния. Но, конечно, лучше всего прокачать скиллы и пополнить багаж знаний можно было на тематических школах. Литературные критики обсуждают своё понимание литературы.

В начале было слово

Биография любого успешного писателя не обходится без грустных моментов, когда суровый издатель отвергает талантливую рукопись. Лидер отечественногокнижного рынка "Эксмо-АСТ" не стал расстраивать своих потенциальных авторов суровыми вердиктами, а, напротив, окружил их заботой. В рамках школы крупнейшего издательства страны действовали мастер-классы фантаста Александра Мазина, редактора Алексея Портнова, детской писательницы Екатерины Матюшкиной и детской поэтессы Анастасии Орловой. Разные форматы работы – лекции по истории популярных жанров, лайфхаки по написанию синопсиса, упражнения по развитию писательских навыков и традиционное обсуждение рукописей – открыли участникам новые литературные горизонты. Творческий уровень некоторых молодых талантов оказался настолько высоким, что заинтересовал издателей в профессиональном плане. На подведении итогов Алексей Портнов намекнул, что, возможно, в скором времени книгу одного из участников "Тавриды" выпустит "Редакция Елены Шубиной" — подразделение "Эксмо-АСТ", работающее с известными авторами современной прозы от Петра Алешовского до Гузель Яхиной. Егор Аполлонов раскрывает секреты создания успешного блога.

Творческих конкурсов и школ литературного мастерства для молодых писателей и без "Тавриды" проводится немало, а вот тем, кто будет нести творчество будущих классиков в массы, внимание уделяется редко. Вопиющую несправедливость исправила школа молодых издателей, редакторов и книжных продюсеров. Редакторы издательства "Вече" Сергей Дмитриев и Олег Солдатов рассказали, какой путь проходит книга от рукописив компьютере автора до красочного фолианта на полке магазина. Также участники школы презентовали творческие проекты. Среди них были как реализованные начинания, например, научно-популярный журнал о мировой истории или оригинально свёрстанный сборник рассказов Сергея Довлатова, так и интересные задумки вроде серии книг о трудовых буднях врачей, спасателей, полицейских. Профессиональные издатели пообещали поддержать наиболее проработанные проекты. Постановка "Вокруг Высоцкого" сплотила поэтов, бардов и актёров.

Ежегодно на полки реальных и виртуальных магазинов попадают сотни тысяч новых книг. Чтобы разобраться в таком разнообразии неподготовленному читателю необходима помощь эксперта. Для тех, кому предстоит отделять шедевры от посредственности, – литературных критиков – мастер-классы провёл книжный обозреватель Лев Данилкин, написавший для различных изданий свыше полутора тысяч рецензий. Участники школы обсуждали различные подходы к пониманию литературы/нелитературы и даже писали рецензию на несуществующую книгу. Под занавес творческой мастерской мэтр раскрыл несколько фирменных секретов – рассказал, как критику "не быть канарейкой" и как правильно вести "огонь по своим".

Если критики публикуются в различных изданиях, то блогеры идут к своей аудитории напрямую. Для тех, кто завоёвывает сердца подписчиков в социальных сетях, занятия провёл создатель телеграм-канала "Хемингуэй позвонит" Егор Аполлонов. На протяжении всех дней смены работу школу сопровождали оригинальные темы, креативные идеи и бесконечный драйв. Результатом совместного творчества стал блог "Тавриды" – яркий, неформальный и весьма полезный в плане новых знакомств. Популярный блогер Полина Парс, автор ютуб-канала "Читалочка", в своём телеграм-канале сравнила школу с отрядом Дамблдора из книг о Гарри Поттере: "Нам весело, мы при реально интересном деле и полный Ридикулус".

Единство "Экспериментальной сцены" ярче всего продемонстрировала школа поэзии, драматургии и авторской песни Московского театра поэтов под руководством Владислава Маленко, собравшая всех, кто пишет стихи, читает их со сцены и исполняет под гитару. Продемонстрировала дружбу талантов итоговая постановка "Вокруг Высоцкого". Авторские стихи и песни участников сменяли друг друга, вступая в своеобразный диалог с прошлым. Слова, идеи, образы выходили за привычные рамки, становясь жизненными идеалами, что очень точно выразила Евгения Онегина в песне, написанной на форуме специально для постановки: "и сам себе ты не рад / ни к черту и ни от бога / герои душой не кривят / Высоцкий бы не одобрил".

Вся жизнь — театр

Литераторов творческие школы выбили из привычного графика – всё-таки писатели, поэты и критики чаще в одиночестве работают над текстами, а не обсуждают своё творчество в кругу единомышленников. Театралы же с ходу погрузились в привычную колею – кастинги, тренинги, прогоны. Репетиции нарушили устоявшийся режим форума – одна заканчивалась в пять утра, а в девять уже начиналась следующая. Напряжённый график был вполне оправдан – по итогам смены каждой школе предстояло поставить спектакль.

Первой результат неустанных трудов и бессонных ночей продемонстрировала школа высшего театрального училища им. Щепкина. Её силами был устроен грандиозный бал, превративший "Тавриду" в настоящую Венецию. Конечно, обошлось без гондол, но в воздух взвились серпантины, лица скрылись над масками, а вечерняя тишина заполнилась чарующей музыкой. Ярко разодетые шуты, отвешивая ехидные шуточки, помогали публике перемещаться между творческими площадками и поддерживали карнавальное настроение. Карнавальное настроение на балу "Тавриды".

Оставшимся без кавалеров дамам они быстро находили достойную партию, а, если не получалось, сами приглашали девушек на танец. Заворожённым зрителям оставалось лишь наслаждаться атмосферой и гадать: где результат упорных трудов, а где вольная импровизация.

Следующей экзамен на творческую состоятельность держала лаборатория молодой режиссуры и драматургии. Показ спектакля прошёл глубокой ночью, но, судя по переполненному залу, искусство взяло верх над сном. Пять коротких пьес пяти молодых авторов объединила тема экзамена (естественно, не в прямом, а в переносном смысле). Героям предстояло испытать себя в забавной игре, где недопустима ложь, выдержать тяготы военной службы… Чтобы в финальной пьесе – самой зрелищной и трагичной –в полной мере воссоздать армейский дух, актёры прошли краткий курс молодого бойца под руководством отставного офицера. Шквал аплодисментов, сопровождавший каждую пьесу и весь спектакль в целом, подтвердил, что все творческие замыслы успешно реализованы. Чтобы точнее передать армейский дух, актёры спектакля "Экзамен" прошли краткий курс молодого бойца.

Школа режиссёра Московского художественного театра и актёров молодёжного театра "Мастерская Скорика" определила жанр своего итогового проекта "Темы и вариации" как "неспектакль". Участники постановки решили продемонстрировать зрителям магию театра – показать, как один и тот же текст получает совершенно разные сценические воплощения. Чеховский рассказ сначала предстал в традиционной трактовке, а затем настало время экспериментов. Одна и та же история повторилась несколько раз с разным актёрами и в разных сценических воплощениях, заиграв новыми гранями и обнаружив новые смыслы.

Участники школы российского институт театрального искусства – ГИТИС в итоговой работе "Пророки" обратились к ветхозаветному сюжету, ведь Библия – не только священное писание и источник моральных норм, но и литературное произведение удивительной красоты. История Ионы, проглоченного китом, на протяжении множества столетий устремляет людей к добру и свету. Старинный сюжет обрёл на "Тавриде" новую жизнь. Очень мощная и лаконичная постановка с минимумом декораций – и корабль, и кита изображали сами участники – в полной мере передала глубину и непреходящую ценность библейской легенды. Участники школы ГИТИС воплощают на сцене библейский сюжет.

Итоговые работы получились очень разными, но каждую из них зрители приветствовали бурными аплодисментами и восторженным вопросом: "Если вы столько успели за несколько дней, что бы вы смогли сделать за месяц?".