Ещё

Неприкаянные дети «века джаза» ─ Скотт и Зельда Фицджеральд 

Фото: Ревизор.ru
Личная и творческая жизнь самого автора неумолимо следовала этому отчаянному сценарию. Роман "По эту сторону рая" сделал из него литературную звезду, когда ему было всего 23 года. Но сколь успешен был его ранний взлёт, столь трагичным оказалось падение. Незадолго до своей кончины в статье для журнала "Esquire" Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой. Он умрёт в возрасте 44 лет от сердечного приступа в состоянии мучительного душевного кризиса и злоупотребления алкоголем.
В мировой литературе Фрэнсис Скотт Фицджеральд известен в первую очередь как автор романа "Великий Гэтсби", манифеста "эпохи джаза". Термин "эпоха джаза" (или "век джаза") был придуман самим Фицджеральдом как заголовок сборника новелл "Сказки эпохи джаза". "Эпоха джаза" ─ это период между завершением Первой мировой войны (1918) и началом Великой депрессии (1929), который был ознаменован повальным увлечением джазовой музыкой. Молодёжь эпохи джаза танцевала без устали, не умолкала музыка по радио, разносилась из дансингов, ресторанов и квартир. Все пытались забыть "ужасы войны" и зыбкость настоящего.
В 1918 году юный Скотт Фицджеральд встречает красавицу с рысьими глазами ─ Зельду Сейр. Она курила (что было немыслимо для женщин того времени) и глотала кукурузный виски прямо из бутылки в компании малознакомых офицеров. Зельда происходила из богатой родовитой семьи и была одной из самых завидных невест в штате Алабама. Истинная аристократка-южанка. Фицджеральд своеобразно по-ирландски красив, обаятелен, прекрасный рассказчик и танцор. Он не мог не стать первым среди её многочисленных, но слишком провинциальных кавалеров. Естественно, его визиты в дом Сейров отличались завидным постоянством. Рыжеволосая бестия Зельда пленила чувственного и талантливого Скотта.
Но всё омрачало одно досадное обстоятельство: у молодого человека не было ни постоянной работы, ни постоянного заработка…
"Я всегда себя так чувствовал, ─ писал он в конце жизни, ─ бедный мальчишка в городе для богатых, бедный мальчишка в школе для богатых, бедный мальчишка в Принстонском клубе для богатых… Я никогда не мог простить богатым их богатство, и это наложило отпечаток на всю мою жизнь и моё творчество". Зельда не желала влачить жалкое существование, и семья была против замужества с никому не известным выскочкой. Единственной надеждой Фицджеральда на брак с Зельдой был финансовый успех его первого романа. Ему было нечего терять, ─ и Скотт Фицджеральд бросает все усилия на то, чтобы сорвать куш. И успех пришёл.
Роман "По эту сторону рая" расходится внушительным тиражом, Фицджеральда начинают печатать в престижных журналах и газетах, но самое главное ─ в 1920 году Зельда Сейр становится его женой.
Её черты будут принадлежать всем героиням его произведений: от Розалинды из "По эту сторону рая" до Дейзи Бьюкенен, чьей любви отчаянно добивался Джей Гэтсби, так сам Фицджеральд добивался любви своей жены.
Мотор заведён, взвизгнули тормоза ─ и вот начались "ревущие" двадцатые, эпоха джаза в самом зените…
Скотта и Зельду объединяла не только неуемная жажда жизни, но и какая-то отчаянная погоня за новыми впечатлениями. Везде, где бы ни появлялась молодая чета Фицджеральдов, они производили фурор. Светской известности сопутствовали скандалы в Нью-Йорке, Венеции, Париже… Скотт и Зельда могли приехать на вечеринку на капоте и на крыше такси или, взявшись за руки, бежать по заполненной людьми 57-ой улице, петляя между машинами. Фицджеральд ввязывался в драки и делал стойку на руках на перилах в вестибюле престижного отеля. Оба много пьют, а их постоянные ссоры оценивают Бродвей и Монмартр.
Скотт засыпал жену умопомрачительно дорогими нарядами и украшениями. Они постоянно вояжировали между Америкой и Европой, а в 1921 году она подарила ему их единственного ребёнка — дочь Скотти, названную в честь отца.
Эпоха джаза царствовала и бродила в умах и сердцах людей искусства. Ощущение неустойчивости и сиюминутности жизни было повсеместно. Властителями дум становились Хемингуэй, Ремарк, Дос— Пассос, Олдингтон, Ивлин Во. Молодые люди спешили жить, они бежали от реальности под головокружительные мелодии джаза.
Как и многие тогда, Зельда Фицджеральд нигде не могла найти себе применения. Ей было слишком тесно в роли жены известного писателя, ведь и она мечтала о литературной славе. Она писала статьи и короткие рассказы. Самым заметным ее произведением стал роман "Спаси меня, вальс", который сейчас в большой степени представляет лишь биографический интерес. В возрасте 27 лет она вдруг увлеклась балетом и практиковалась до изнеможения, но и этот путь оказался ложным.
Увы, они уже переставали быть теми юными Скоттом и Зельдой, которые забавляли всех своими экстравагантными выходками. Шалости кончились, ─ попойки и следующие за ними депрессии приобретали все более разрушительный характер. Фицджеральд мог исчезнуть из поля зрения жены и друзей на несколько дней (это были беспорядочные запои), а Зельда становилась всё более нервной от осознания уходящей молодости и потери былой красоты.
Пограничным моментом стал случай, когда Зельда, приревновав своего мужа к Айседоре Дункан, внезапно бросилась в лестничный пролёт дорогого ресторана. Хотя всё обошлось без серьёзных травм, слухи о её помутнённом рассудке разлетелись молниеносно. В 1930 году ей был поставлен диагноз "шизофрения".
Скотт Фицджеральд и его жена Зельда, подобно героям одноименного романа Фицджеральда, оказались "прекрасными и проклятыми". Отыграла последняя джазовая пластинка ─ началась Великая депрессия, завершившая эпоху джаза и ставшая началом конца для Фрэнсиса Скотта Фицджеральда.
Он окончил свои дни в 1940 году второразрядным сценаристом Голливуда, не дописав свой последний роман "Последний магнат", так и не став Великим Гетсби своего упоительного века.
Роберт Рэдфорд и Леонардо Ди Каприо блистательно воплотили в голливудских экранизациях "романа века" художественный образ, грезившийся самому автору.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео