Танцуют все. Уникальный театр воспитывает будущих звёзд балета
Фото из архива Елены ХиценкоТанцуют все. Уникальный театр воспитывает будущих звёзд балетаЧетырёхлетние малыши старательно отрабатывают у станка батман тандю. Трудно поверить, что пройдёт немного времени, и трогательные крохи будут выступать на настоящей сцене вместе со взрослыми. Нижегородский театр танца «Солнечный бестселлер» — эта необычный сплав профессионализма и очень доброй, домашней атмосферы. Такое сочетание уже больше двадцати лет притягивает сюда и артистов, больших и маленьких, и зрителей. Дружить, прощать, помогать, чувствовать Какая девочка не мечтала станцевать на сцене Золушку! Балет-сказка на музыку Прокофьева — с волшебными спецэффектами и удивительной красоты костюмами — не первый год значится в афише «Солнечного бестселлера». Приблизиться к мечте помогут репетиции несколько раз в неделю и большое желание совершенствоваться. — Наверное, проводите жесточайший отбор будущих танцоров?- спрашиваем у художественного руководителя театра танца «Солнечный бестселлер». — Принимаем всех, кто к нам приходит, без отбора, — заверяет Елена. — Научить танцевать можем любого ребенка, у которого есть такое желание. Да и невозможно сразу разглядеть в маленьком человечке будущую звезду. Конечно, со временем происходит «естественный отбор», остаются те, кто всерьёз «заболел» балетом. И это правильно, дети должны пробовать себя в самых разных направлениях, чтобы найти своё. Елена Хиценко — педагог высшей квалификации, лауреат Государственной стипендии Российской Федерации и ряда премий Нижнего Новгорода, член Союза театральных деятелей Российской Федерации. Признаётся, для неё важно, что уроки танцев в их коллективе дарят детям не только радость творчества и умение пластично двигаться, но воспитывают их настоящими людьми. — Для них, как и для взрослых артистов, это не просто хобби, а целая жизнь, в которой они учатся дружить, прощать, помогать, чувствовать, принимать — ещё очень много глаголов могу назвать, — в интонациях педагога — любовь и гордость за своих воспитанников. — Ребёнок приходят к нам и понимает, что он здесь нужен, любим, что его здесь ждут. Танцуют все! По признанию и взрослых артистов, и мам маленьких «звёздочек», в театре создана такая атмосфера, в которой нет нездорового соперничества и зависти, где все поддерживают друг друга и болеют за общее дело. И когда идёт спектакль, за кулисами переживает за товарищей вся большая театральная семья. Это придаёт силы и позволяет раскрыть каждому свой талант в полной мере. Первые «бестселлерята» давно выросли и работают программистами, врачами, стоматологами, индивидуальными предпринимателями. Но с театром не расстаются. Многие привели сюда своих детей и танцуют вместе. В двухактных балетах задействованы танцоры от четырёх до сорока лет, общее количество персонажей- на сцене — до пятидесяти человек. Профессиональный уровень спектаклей высочайший. Например, здесь выступает чемпион России по ирландским танцам Владислав Торников. Он учится на четвертом курсе МГУ, но на каждый спектакль приезжает в Нижний, чтобы станцевать свою партию и снова уехать в столицу. Из Москвы приезжает исполнять свои характерные партии и Александр Атаманюк. По особым лекалам Как в любом настоящем театре, здесь работают театральные костюмеры, гримёры, декораторы, операторы по свету, машинисты сцены. И каждый из них влюблен в искусство танца. Художник по театральным костюмам Ирина Шевчук не понаслышке знает, в какой степени влияет качество сценического костюма на самочувствие артиста и на конечный итог постановки. Ведь танцевать она начала ещё до того, как научилась шить. И продолжает совмещать оба занятия.- Я на сцене с пяти лет, и понимаю, как сшить так, чтобы и артисту было комфортно, и зрителю нравилось. — рассказывает Ирина. — Театральные костюмы создаются по особой технологии, из особых тканей, по особым лекалам. Одежда танцора балета не должна стеснять его движений, при этом она должна быть выразительной. При создании костюмов нужно учитывать все нюансы, даже то, как от неё будет отражаться свет. Сценическое амплуа Ирины Шевчук — характерные роли. Например, в «Золушке» она танцует мачеху. Это особенная, гротескная роль, недаром её часто исполняют мужчины. Но Ирине она удается блестяще, роль мачехи в ее исполнении получила высокую оценку специалистов. А в «Маугли» она играет другого «злодея» — Шерхана.Все билеты проданы В их репертуаре пять спектаклей. Это и масштабная драма по мотивам древнегреческого эпоса «Троя», и весёлый яркий балет по мотивам рассказов Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», и глубокая по раскрытию образов драма «Аврора». Каждый спектакль поражает зрителей оригинальностью режиссуры, богатством хореографических находок, яркими спецэффектами, умением так выразительно передать сюжет через движение, что даже самые маленькие и «особенные» зрители заворожённо наблюдают за происходящим на сцене — Как-то к нам на спектакль родители привели ребятишек с синдромом Дауна,- вспоминает Елена. — А после представления мамы к нам подошли и с волнением говорили, что их дети впервые досмотрели всю постановку до конца, и при этом всё поняли. Оказывается, наш язык танца, которым мы выражаем все события и чувства героев, близки всем детям без исключения. Знаете, какое для нас самое большое счастье? Видеть на кассе табличку «Все билеты проданы». Широкий эстрадный танцевальный репертуар позволяет коллективу постоянно участвовать в шоу-программах Нижегородского Камерного музыкального театра имени Степанова .и Нижегородской филармонии. А в начале октября коллектив отправится на международный фестиваль в Южную Корею в город-побратим Сувон. 0+