Детство. «Синяя птица». Сац…
Она была удивительной… Поразительной, потрясающей. Наталья Сац – это имя целой эпохи! Обаяние через край, железная воля – когда нужно, трепетность – иногда тщательно скрываемая… Она сделала для детей невозможное – подарила им театр, будто заколдованный от пошлости, вульгарности и тривиальностей. Была ли Сац волшебницей? Да, наверное. Очень доброй волшебницей. Такой, каких не бывает… Да и биографий таких – поискать еще… Женщина-легенда, женщина-вихрь, женщина, которой никто и никогда не говорил «нет». Дочь Ильи Саца, написавшего музыку к легендарной «Синей птице» Художественного театра, первая в мире женщина - оперный режиссер, создавшая шесть детских театров. Но главным делом ее жизни стало создание театра, увенчанного сегодня скульптурой Синей птицы, – первого в мире профессионального музыкального театра для детей. Театра, в котором все, начиная от самой идеи и до деталей архитектурного проекта здания, построенного в 1979 году, призвано ввести ребенка в мир музыки, увлечь и одарить. … В жизни Натальи Сац в 1920-е и 30-е годы был только театр. Знакома – со всеми. Работа – на износ. Успехи – феноменальные. Признание – мировое. Создатель первого в мире драматического театра для юных. Двое детей, любимый муж. А в 1937-м… – все кончилось: арест. Обвинение в шпионаже. Шесть лет лагерей. Сын на фронте. Дочь в детском доме. После освобождения – запрет жить в Москве и Ленинграде. Далекий Казахстан. Вот и счастливица. Вот и королева... В начале 1960-х Наталия Сац снова в Москве. Работает в детском отделе Московской Филармонии и мечтает о детском музыкальном театре. Говорит об этом всюду. И постепенно вокруг нее собирается группа единомышленников, которые верят в ее идею, и готовы за нее бороться. Вот уже в «Правде» появляется статья «Нужен детский музыкальный театр!» за подписями Дмитрия Кабалевского и Наталии Сац. И – свершилось! 21 ноября 1965 года на сцене Московского театра эстрады премьерой оперы М.Красева «Морозко» открывается единственный в мире профессиональный Детский музыкальный театр. Театр, который стал первым и определяющим в любви к искусству и музыке для многих, многих и многих… В этом театре всегда и все было впервые. И первая в мире женщина-режиссер, и мировые премьеры опер и балетов для детей, специально написанные для Театра Наталии Сац… … 27 августа этого года исполняется 115 лет со дня рождения Натальи Сац. В этот день все, кто имеет отношение к основанному ей театру – работают в нем, посещают его, любят – по традиции посещают Новодевичье кладбище, где она похоронена. Как правило, на этот же день назначают и сбор труппы, но в этом году он состоится позже – коллектив театра гастролирует во Франции. Но три дня спустя труппа соберется вместе, и художественный руководитель театра Георгий Исаакян расскажет о планах на сезон. Можно не сомневаться, что все новые работы театра будут наполнены экспериментами и поисками, открытиями и победами – всем, что так ценила Наталия Сац, и в таком следовании ее творческому кредо театр отдает дань юбилейной дате – 115-летию со дня рождения этой удивительной женщины. Это для театра будет уже 54-й сезон! И откроется он «визитной карточкой» театра – балетом «Синяя птица» на музыку Ильи Саца (редакция Ефрема Подгайца) в постановке Кирилла Симонова. По традиции этот спектакль посвящается памяти основательницы театра Наталии Сац. С 2 по 13 сентября на Малой сцене театра пройдет осенняя сессия Академии старинной оперы Opera Omnia, которая была организована Театром Наталии Сац и маэстро Эндрю Лоуренсом-Кингом полтора года назад и уже успела стать одним из самых важных профессиональных образовательных центров по изучению старинной музыки в России. На этот раз работа студентов под руководством Эндрю Лоуренса-Кинга будет посвящена Генри Перселлу и его опере «Король Артур»: 12 и 13 сентября спектакль по этой барочной опере студенты Академии покажут на Малой сцене театра имени Наталии Сац.