Войти в почту

Пушкинский музей представит проект "Москва в творчестве художников Группы "13"

МОСКВА, 31 августа. /ТАСС/. В собрании Государственного музея А.С. Пушкина хранится коллекция рисунков двух художников ХХ века Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина, судьба которых связана с Группой "13". Творческое объединение художников, образовавшееся в 1929 году, получило свое название по числу участников первой выставки. Число 13 ассоциировалось с чертовой дюжиной и звучало почти также вызывающе, как "Бубновый валет", "Мишень", "Ослиный хвост". Этот творческий союз просуществовал недолго – лишь до 1931 год, но занял особое место среди многочисленных творческих организаций конца 1920-х годов. В ее состав в разное время входили: Д.Даран, Н.Кузьмин, В.Милашевский, сестры Надежда и Нина Кашины (Памятных), Т.Маврина, Л.Зевин, М.Недбайло, Б.Рыбченков, Ч.Стефанский, В.Юстицкий, О.Гильдебрандт-Арбенина, А.Софронова, А.Древин, Ю.Юркун, Н.Удальцова, Д.Бурлюк, С.Ижевский, З.Либерман, С.Расторгуев, Р.Семашкевич. Выставка в Государственном музее А.С. Пушкина представит работы шести художников Группы 13 (6+): Даниила Дарана, Николая Кузьмина, Владимира Милашевского, Татьяны Мавриной, Бориса Рыбченкова, Антонины Софроновой. Большая часть экспонируемых работ – из частных собраний. Уже на первой выставке "13" в феврале 1929 года московская тема по-своему зазвучала у этих художников. Для многих из них, приехавших сюда из других городов, Москва стала второй родиной. Они запечатлели Москву конца 1920-х - начала 30-х годов с ее бульварами и скверами, любимыми москвичами парками в Сокольниках или Лефортово, набережными Москвы-реки. Они часто "путешествовали" по городу, стараясь в своих работах "остановить мгновение", сохранить на холстах или бумаге "уходящую" Москву с ее деревянными домами, показать быстро меняющийся облик столицы. У Милашевского был на Москву этого времени особый, эпический взгляд. Художник называл ее "всемирным Римом", хотя и "стоящим в старых рубищах... со своими бело-бордовыми, темно-зелеными церковками, с луковками в виде разноцветных репьев времен Алексея Михайловича. А рядом домишки, построенные из барочного леса, специально, чтобы их застраховать и сжечь...". Позже он сожалел, что мало рисовал Москву того времени. Для Рыбченкова тема Москвы стала, по его признанию, "главной на всю мою жизнь": "Я понимал, что время всех этих Масловок, Хуторских, Полтавских, Башиловок прошло, что наступающая новая жизнь сотрет в конце концов весь этот дорогой сердцу одно- и двухэтажный мирок. Мне было жаль расставаться с этой сиротской красотой окраин". Софронова обожала гулять по улицам, переулкам, паркам Москвы и вела своеобразный графический дневник своих походов. Но не только видовая живопись привлекла внимание художницы, а еще и лица новой эпохи. Так появилась ее графическая серия "Типы нэпа". Также на выставке будут представлены и ее живописные портреты. Московская тема ярко прозвучала в творчестве Николая Васильевича Кузьмина. Он рисовал хорошо узнаваемые московские улицы и площади, парки, праздники и будни родного города. Особый интерес в его творческом наследии представляют несколько акварельных и гуашных рисунков с видами московских улиц 1930-х годов. Татьяна Алексеевна Маврина в 1930-е годы активно писала маслом. На ее холстах – бульвары, Садовое кольцо, Москва-река. Темой ее рисунков стала улица. Последний холст ̶ "Матросы с девицами на танцплощадке в ЦДКА". Но началась война, и писать маслом дальше не смогла – "некогда, не на чем и нечем", перешла на карандашные рисунки в блокноте. "Я стала чуть не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать. Моя мастерская, моя натура-улица, земля, небо и, главное, церкви, древнерусская архитектур ̶ все, что могло погибнуть от бомбежек. Всю войну рисовала Москву, скопилось очень много рисунков, акварельных и гуашных". Даниил Борисович Даран был самым деятельным "собирателем" участников группы. Он был увлечен темой Москвы, которую рисовал почти всю свою жизнь. Кремлевские соборы, Воробьевы горы, Сокольники. Известно, что художник был увлечен темой цирка и балета, поэтому на выставке они также будут представлены. Для многих художников Группы "13" Москва стала родным городом и главным героем их полотен и рисунков. Они ощущали свою связь с ней на протяжении всей жизни, которую прожили здесь. И каждая выставка их работ помогает не только раскрыть историко-художественную ценность их творческого наследия, но и вернуться в прошлое столетие Москвы, чтобы очароваться им глазами очарованных. С 5 сентября по 30 ноября 2018 г., В Государственном музее А.С. Пушкина ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м. "Кропоткинская") Вернисаж – 5 сентября в 16.00 Аккредитация СМИ и предоставление дополнительной информации через Пресс-службу ГМП: Тел.: +7 495 6377339, м. +7 985 4473343, e-mail: prpushkin@mail.ru