Войти в почту

Китайский Гринвич-виллидж: Арт Зона 798 в Пекине

Арт Зона 798 (Ишуцюй) или по-другому Арт Район Дашаньцзы. Все это названия части района Чаоян, который расположен в северо-восточной части Пекина, ставшего домом для артистического сообщества Пекина. Это место обладает особым колоритом, так как расположено на месте старых фабрик и заводов. Зачастую его сравнивают с SoHo или Гривич-виллидж в Нью-Йорке. Еще это район называют Заводом 798, хотя Завод 798 технически был лишь частью промышленного комплекса, который известен под названием Объединенный Завод 718. Надо сказать, что индустриальный комплекс Дашаньцзы являлся частью «Плана Социалистической Унификации» заключавшегося в военно-промышленном сотрудничестве между СССР и КНР. Следуя этому плану, были построены к 1951-ому году 156 «объединенных заводов». Но, не смотря на это Народно-Освободительная Армия по-прежнему нуждалась в электронном оборудовании, которое производили в то время лишь два завода из всех существующих. Большая часть электроники в Советский союз в те времена поступало из Восточной Германии, поэтому было решено привлечь к работе над проектом немецких специалистов. За архитектурную часть проекта отвечали немцы, которые предпочли «украшательскому» советскому стилю, функциональный дизайн. Из-за этого возникли определенные споры между советскими и немецкими специалистами. Из особенностей этого проекта можно выделить максимальное использование природного освещения. Это повлекло за собой появление характерного зубчатого дизайна всех заводских помещений. Причем все окна были направлены на север. С одной стороны такое решение давало меньше света, но с другой уменьшалось и количество теней. Строительство началось на участке площадью 640 тысяч метров квадратных на северо-востоке столицы, в районе Дашаньцзы. В те времена здесь располагались сельско-хозяйственные угодья. Сам комплекс занял площадь в 500 тысяч метров квадратных. Официальное название комплекса — Объединенный Завод. Проект был огромный, но финансировался исключительно китайской стороной. В результате разногласий между немецкими, китайскими и советскими специалистами, работы несколько раз останавливались. Поставки оборудования шли по Транс-Сибирской Магистрали через Советский Союз. Запуск Объединенного Завод 718 состоялся в 1953 году. Довольно быстро этот завод получил неофициальный статус одного из лучших в Китае. При том, что в период «Большого Скачка» в стране была бедность, для работников завода были созданы хорошие социальные условия, предоставлялось жилье, была построена поликлиника, проводились всевозможные развлекательные мероприятия и пр. Политическая учеба совместно с изучением трудов Мао поддерживала моральный дух согласно доктрине Коммунистической Партии Китая. Стены заводских цехов украшали изречения Мао, которые можно увидеть и сейчас в выставочных павильонах и галереях. Объединенный Завод 718 выпускал широкий спектр военного и гражданского оборудования. К примеру, здесь было создано акустическое оснащение для Дома Народных Собраний, громкоговорители для проспекта Чанань и Площади Тяньаньмэнь. Некоторые военные компоненты отправлялись союзникам Китая, к примеру, Северной Корее. Спустя десять лет после запуска завода, он был разделен на несколько частей для увеличения эффективности работы. Самым крупным из них стал завод 798. В 1980-ых годах настали трудные времена. Тогда предприятия лишились государственной поддержки, в результате чего завод начал сворачивать производство, пока в начале 1990-ых производство не остановилось полностью. Большая часть рабочих была уволена, а управленцы стали заниматься сдачей в аренду помещений бывших производств. Как раз в те времена занималось поиском помещений сообщество художников Пекина. Так как правительство современное искусство не одобряло, художникам приходилось существовать на окраинах столицы. Вплоть до 1993 года они располагались неподалеку со старым летним дворцом, но в конце концов их оттуда выселили. В 1995-ом году Пекинская Академия Изящных Искусств в поисках просторного дешевого, и далекого от центра города места обосновалась в заводе 706. В итоге временный переезд оказался постоянным. В 2000-м году декан Скульптурного факультета Суй Цзяньго перенес сюда свою собственную студию. Позже техасец Роберт Бернел сюда перенес книжный магазин Timezone 8 Art Books вместе с издательством, основанным в 1997 году. В этом книжном магазине работала модельер Сяо Ли, которая со своим мужем артистом помогала художникам арендовать в этом районе площадь. Постепенно и остальные дизайнеры и художники стали «переселяться» в Арт Зону 798. Эстетика в стиле Баухауз, устремленные вверх трубы и ниспадающие арки производили на людей сильное, неизгладимое впечатление. Художники во время обновления помещений под галереи и мастерские сохранили старые изречения Мао, таким образом данное место получило своеобразный оттенок. В 2001 году художник Ван Май, случайно побывал здесь и решил создать на базе старого завода новый культурный цех. Он стал одним из первых художников, начавших работать в арт-зоне 798. Его произведения были выставлены в знаменитых музеях Италии, Франции и других европейских стран. Ван Май признается, что его вдохновляла история зоны 798. Пустые заводские сооружения, низкая арендная плата все больше привлекали внимание многих китайских художников. Они арендовали пустующие заводские цеха, перестраивали их. В результате эти заводские сооружения и склады получили новую жизнь. Особенно популярность Арт Зоне пришла с открытием 798 Space и BTAP в 2002 году. Тут появились новые галереи, мастерские, дизайнерские компании, издательства, ателье и даже кафе с ресторанами. Потом стали появляться модные клубы, среди которых «Vibes», Янь Клуб, созданный из заводского кафе и прочие. Большинство пространств и галерей на Дашаньцзы даже не берут деньги с посетителей, в соответствии с духом этой художественной коммуны. А чтобы поддерживать свое материальное положение они проводят модные корпоративы и показы. Также Район Дашаньцзы стал центром зарождающейся в Пекине богемной буржуазии. Рост популярности района вызвал и повышение арендной платы. Которая выросла до 60 юаней в за квадратный месяц и выше, при том, что средняя галерея занимает площадь 200-400 метров квадратных. Когда бывший Объединенный Завод 718 был выбран центром для Арт Зоны, основным критерием являлась отдаленность от центра. В данный же момент Арт Зона 798 находится в стратегическом коридоре между международным аэропортом и центром Пекина, вдоль линии Аэроэкспресса. Влиятельные члены сообщества художников обратились во всевозможные государственные инстанции с просьбой не перестраивать старые постройки Дашаньцзы, как часть культурного центра столицы. Уже в конце 2007-го года было решено оставить Дашаньцзы Арт Зону. Новый расцвет Арт Зоны 798 начался в 2009-ом году, когда открылись новые галереи, прошла реконструкция, арт-кафе, студии и бутики. Если же какой-то определенной цели у вас нет, то лучше просто побродить по Дашаньцзы, «нарезая квадраты» и заходить в открытые бутики и галереи. Причем, не стоит бояться отходить от главных дорог, так как в закоулках можно наткнуться на настоящие сокровища. А вещи, которые можно здесь приобрести, всегда оригинальные, которые не получится найти ни в каком другом месте Пекина. Район 798 стал символом силы и потенциала современного китайского искусства, предоставил художникам больше шансов достичь успеха. Непрерывное развитие арт-зоны – это один из символов Пекина, превращающегося в достойный уважения международный культурный центр.

Китайский Гринвич-виллидж: Арт Зона 798 в Пекине
© sibnovosti.ru