Творческое объединение "Жемчужный век" представило проект на VI Московской международной биеннале молодого искусства
Какие же концепции современного искусства увидит зритель? Это, во-первых, #ARTNOART, кураторами которого являются Елизавета Нагибина и Юлия Гвоздева: они предоставляют возможность посетителю самому решить, что является искусством, а что нет. Анастасия Афонина, куратор проекта "Советский ретрофутуризм", рассказывает об этом направлении, которое успешно развивалось в коммунистическом дискурсе советского общества. Проект "Присутствие", который курируют Сергей Свиридов и Карима Мусаева, исследует проблему "присутствия" в интерактивно цифровом искусстве. Куратор проекта "Вне контекста" Элина Степанова – исследует тему движения, которая прорабатывается новыми медиумами. "Жемчужный век: что происходит между оригиналом и афишей?" — ещё один проект, представленный на выставке. Его кураторы — Петр Пшеничный и Антон Кобец, поделились с Ревизором.ru концепцией своей выставки и общими впечатлениями от проектов. Антон, Пётр, что означает "Жемчужный век"? Антон Кобец. Я отвечу на этот вопрос как основатель и организатор творческой группы. "Жемчужный век" – это творческое объединение, которое существует на протяжении двух лет в него входят поэты, художники и музыканты. Понимая что система веков в искусстве совсем не нова мы целенаправленно отказываемся от "металлической" шкалы. Поэтому нами был выбран минерал, связанный с водой как с символом обновления. Одна из основных идей "Жемчужного века" – перезагрузка русской культуры в целом. Конечно, мы не собираемся, подобно футуристам, сбрасывать кого-либо с парохода современности. Но к сожалению или к счастью до этого у нас проходили только поэтическо-музыкальные вечера. Это первая выставка наших художников, и вдвойне радостно что она в таком замечательном месте как "Ковчег". Пётр Пшеничный и Антон Кобец. Фото: Алёна Филина То есть вы позиционируете себя как революционная выставка? Пётр Пшеничный . Нет, я не думаю, что эта формулировка уместна. В первую очередь мы хотим рассказать историю художников "Жемчужного века". С самого начала нашего существования афиши нам создавали художники. А ведь афиша — это по сути копия оригинальной картины. Здесь мы вплотную подходим к теме выставки. Мы покажем современный художественный контекст и историю искусства "Жемчужного века" через медиа захват. На одной стене экспонируются оригинальные картины, а на противоположной стене — афиши. Таким образом, создается пространство напряжения между оригиналами и тиражируемыми копиями. В этом пространстве напряжения рассказывается история искусства "Жемчужного века". Афиши сугубо практичны. Благодаря этим афишам люди узнают где, когда и во сколько пройдет очередное мероприятие "Жемчужного века", но каждый репост создает новую копию. Поскольку копирование происходит на уровне медиа, распространяясь посредством репостов, копии-афиши захватывают медийное пространство. На выставке. Фото: Алёна Филина Но напряжение заключается в том, что копии-афиши подрывают статус оригинальных картин, задуманных как уникальные артефакты. Получается так, что медиапространство становится буквально заполнено копиями артефакта, который призван быть единственным в своем роде. Более того, у этих медиа-двойников нет авторства, они ставят под сомнения не только оригинальность и уникальность произведения искусства, но и фигуру самого художника. Эпоха технического воспроизводства искусства, о которой писал Вальтер Беньямин, стала одной из причин того противоречия, в котором находится современная культура. Например, постмодернизм — выражение этого противоречия. Работа художника Никиты Юдина. Фото: Алёна Филина Осмысляя данный контекст, мы не пытаемся дать исчерпывающие ответы. Вместо этого мы предлагаем свою историю искусства "Жемчужного века" в пространстве напряжения вопросов и трудных противоречий. Теперь непосредственно хотелось бы спросить о процессе подготовки и об атмосфере на конкурсе. С какими проблемами вы столкнулись и какие знания получили? Антон Кобец. Для меня всё ново и не изучено, так как все участники конкурса — ученики РУДН. Они учатся на искусствоведов, а я же из Литературного института им. Горького, и как справляться с выставкой, совсем не знал. Тем более не ожидал такого объёма работы! Месяц мы просто не отдыхали, Петя отлично знал, что делать, а я просто поддерживал его. И, конечно, спасибо Насте Стравинской и Никите Спиридонову за огромную поддержку и дружеское подбадривание. Я очень рад, что мы поучаствовали в "Медиа захвате"! Экспонаты выставочного проекта "Жемчужный век: что происходит между оригиналом и афишей?" Фото: Алёна Филина Пётр Пшеничный . Для меня это огромный рост и наращивание опыта! Что же касается соперничества, то мы все оказались в более или менее, одной лодке, с одними проблемами и одними радостями. Когда же открытие состоялось, мы были рады друг за друга. Я считаю, что у всех ребят достойные проекты, и все выложились по максимуму. Как таковых проблем, о которых бы стоило упоминать, нет, но под конец подготовки нервы стали слегка сдавать у всех, однако это не более чем простое переутомление. На протяжении всего пути нас поддерживали Анастасия Стравинская, Никита Спиридонов и Валерия Адлеровна Берест. Мы поговорили с кураторами одного из проектов, и совершенно очевидно, что VI Московская биеннале занимается благодарным делом, открывая молодые таланты. И совершенно неважно, кто победит. Само участие в конкурсе "Медиа захват" — отличный шанс для начинающих кураторов показать себя. И, конечно же, большое спасибо пространству "Ковчег".