Войти в почту

Светские мероприятия и расстрелы: для чего использовала свои дачи московская элита

В начале XX века Рублевка не считалась престижным районом Подмосковья для строительства дачи. Только в 1918 году в этом районе Подмосковья появилась дача И. В. Сталина, а в 1930-х – государственные дачи для чиновников и представителей элиты. Однако в XIX веке гораздо более популярными местами для отдыха среди состоятельных москвичей считались Пушкино, Малаховка, Перловка. То есть северо-восточное и юго-восточное направления от Москвы.

Для чего использовала свои дачи московская элита
© Кириллица

Дача конца XIX в

В законах Российской империи слово «дача» происходит от глагола «давать», и означает пожалованную царем землю. В современном смысле дачи стали массово появляться после отмены крепостного права, когда под них стали продавать имения. Тогда дачи стали доступны многим горожанам и немедленно вошли в моду, в том числе и литературную: творческая интеллигенция и интеллектуалы стали самыми отъявленными дачниками как раз тогда.

«Купили двадцать десятин земли, и на высоком берегу, на полянке, где раньше бродили обручановские коровы, построили красивый двухэтажный дом с террасой, с балконами, с башней и со шпилем, на котором по воскресеньям взвивался флаг, — построили в какие-нибудь три месяца и потом всю зиму сажали большие деревья, и, когда наступила весна и все зазеленело кругом, в новой усадьбе были уже аллеи, садовник и двое рабочих в белых фартуках копались около дома, бил фонтанчик, и зеркальный шар горел так ярко, что было больно смотреть. И уже было название у этой усадьбы: Новая дача». А. П. Чехов «Новая дача»

Разительно отличался и образ жизни дачников XIX века от того, что сейчас принято называть дачным времяпрепровождением. Если сегодня поездка на дачу у большинства людей ассоциируется с отдыхом на природе или работой в собственном саду или огороде, то тогда дачи были популярным местом для светских мероприятий, куда приглашались высшие слои общества:

«В то время как Степан Аркадьич приехал в Петербург для исполнения самой естественной, известной всем служащим, хотя и непонятной для неслужащих, нужнейшей обязанности, без которой нет возможности служить, – напомнить о себе в министерстве, – и при исполнении этой обязанности, взяв почти все деньги из дому, весело и приятно проводил время и на скачках и на дачах, Долли с детьми переехала в деревню, чтоб уменьшить сколько возможно расходы». Л. Н. Толстой «Анна Каренина»

«Дачники, в разукрашенных, архитектурно вычурных домиках, лениво гуляют под зонтиками, в легких, чистых, дорогих одеждах по усыпанным песком дорожкам или сидят в тени дерев, беседок, у крашеных столиков и, томясь от жары, пьют чай или прохладительные напитки. У великолепной дачи Николая Семеныча, с башней, верандой, балкончиком, галереями — все свеженькое, новенькое, чистенькое — стоит ямская с бубенцами тройка в коляске, привезшая из города за пятнадцать «взад-назад», как говорит ямщик, петербургского барина». Л. Н. Толстой «Ягоды»

Северо-восточное направление

Пушкино

К началу дачного освоения древнего села Пушкино это уже был очень развитый фабричный центр. Авторитетами там, кстати, была семья Арманд, откуда вышла потом небезызвестная Инесса.

Строительство дач в Пушкине началось в 1867 году. Через год в Пушкине было открыто земское училище для детей от 8 до 14 лет, а еще через два появилась библиотека. В 1880 году там был разбит парк, ставший популярным местом для отдыха дачников, а в 1896 прямо в парке появился летний театр. В дачном поселке также находились приют для выздоравливающих детей Беренштама, приют для душевнобольных привилегированного сословия и лечебница Голубевской.

В Пушкине в те годы работала аптека, провизором которой был В. Ф. Блументаль, несколько фабрик Е. Арманда, а позже здесь жил Владимир Маяковский:

В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла — на даче было это. Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы — деревней был, кривился крыш корою.

Тарасовка и Черкизово

Тарасовка и Черкизово — два смежных поселка недалеко от Пушкина, которые сейчас знают миллионы болельщиков Спартака со всей России.

В Черкизове сохранилось много архитектурных памятников конца XIX – начала XX века – красивых дач купцов и фабрикантов.

Московские купцы строили дачи в живописных местах деревни: на участках, окруженных лесом, или на берегу Клязьмы. Например, дача фабриканта Грибова располагалась на высоком берегу реки, окруженная лесным массивом, а дача И. Д. Папанина – на косогоре, окруженном ручьем и рекой. Черкизово считалось популярным местом для дачного отдыха, территория была украшена садами и фонтанами, было место и для спортивных площадок.

В Тарасовке можно еще увидеть почтовую станцию XIX века и лавку Лихониных (XX век). Здесь сохранилась и аптека Волпянского, оборудованная прямо в двухэтажном деревянном доме (самой даче аптекаря), построенном в 1896 г. В ней все дачники могли приобретать лекарства.

Перловка

В 1880 году в Перловке насчитывалось 80 дач. Этот поселок был самым известным и престижным. Принадлежал он московскому предпринимателю Василию Алексеевичутвовала Перлову. Аренда дач в Перловке делалась за несколько лет вперед, стоила как хорошее жилье в Москве, поэтому попасть тудасчиталось большой удачей.

Расположился поселок на берегу Яузы с построенными вдоль нее купальнями.В XIX – XX в. был окружен сосновым бором, от которого сейчас почти ничего не осталось. В Перловке был и театр, в котором выступали московские труппы, а два раза в неделю в поселок привозили музыкантов.

Юго-восточное направление

Малаховка

Из-за того, что поселок Малаховка расположился в районе соснового леса, который славился своим целебным воздухом, врачи часто рекомендовали это место своим пациентам вместо курортов Крыма, и поэтому оно стало популярным среди дачников. Выдающийся русский врач Григорий Захарьин сам высоко ценил климатические особенности Малаховки и рекомендовал ееобитателям не уезжать в город как можно дольше: «Захарьин-то с ума сошел, живет в деревне целую осень. Так говорили обо мне, а теперь подражают многие».

В поселке находился летний театр, в котором выступал Ф. И. Шаляпин, а также дебютировала Ф. Г. Раневская в спектакле «Тот, кто получает пощечину», пел А. Вертинский и танцевала прима-балерина Большого театра Е. В. Гельцер.

В Малаховке в то время существовало компактное еврейское поселение и действовала трудовая школа-колония «III Интернационал» для беспризорников, в которой преподавал Марк Шагал:

«Несчастные дети, сироты, забитые, запуганные погромами, ослепленные сверканием ножей, которыми резали их родителей, и вот их-то я учил живописи. Я полюбил их. Некоторые увлекались абстрактным искусством, приближаясь к Чимабуэ и витражам старинных соборов… Где вы сегодня, дорогие мои?» М. Шагал «Моя жизнь»

Среди сохранившихся исторических памятников сегодня в Малаховке можно увидеть деревянную Петропавловскую церковь, построенную в 1902—1903 годах.

Томилино

В 1894 году известный купец Клавдий Томилин выстроил свой дом в поселке, который после этого получил его имя. Примеру Томилина последовали многие, в 1896 году у дач уже была остановка поездов, а скоро появился и полноценный план поселка. Все улицы назывались в честь писателей: улица Пушкина, Гоголя, Никитина, Гаршина. К 1914 в Томилине насчитывалось 350 дач и других жилых строений. Был оборудован и летний театр.

Среди достопримечательностей в Томилине сейчас можно увидеть Храм Успения Пресвятой Богородицы (XVIII век) и часовню Владимирской Божьей Матери.

Юго-западное направление, а теперь спальный район Москвы

Бутово

Вскоре после отмены крепостного права в Бутове началось строительство дач состоятельных людей, среди которых был основатель известной московской кондитерской фабрики (теперь она называется «Красный Октябрь») Теодор фон Эйнем. В Бутове отдыхала и М. А. Ульянова с детьми, включая В.И. Ленина.

В Бутове можно увидеть усадьбу «Знаменские Садки» на реке Битца, ей владели князья Урусовы и Трубецкие. В 1787 году в нее приезжала Екатерина II. Здесь находится и институт лекарственных растений — ВИЛАР, усадьба «Суханово», которой владели Стрешневы, Мамонтовы, Волконские. В Бутове находится и музей-усадьба «Остафьево», в которой бывали Пушкин и Карамзин.

Бутовский полигон

Дальнейшую историю Бутова связать с чем-то поэтическим невозможно: в годы Большого террора (1937-1938) в ходе политических репрессий было приведено в исполнение огромное количество смертных приговоров. Московские кладбища не могли вместить такое число захоронений, поэтому НКВД выделил два спецобъекта – Бутово и находившуюся совсем рядом Коммунарку (бывшую дачу Г. Ягоды). В Бутове расстреливали рабочих, крестьян, священников, кулаков, бывших белогвардейцев и уголовников. Среди расстрелянныхпоимённо известны 20 тысяч 761 человек.