«Живые» плавуны и другие тайны метро Петербурга
Через 30 лет, согласно генеральному плану Смольного, в северной столице России должны построить и сдать 4 линии метрополитена, а уже через 8 лет количество станций питерского метро обещают довести до 85.
Несвойственные для других метростроевцев неприятные открытия, с которыми приходится сталкиваться петербуржцам при строительстве подземки, имеют прежде всего природно-техногенный характер. Хотя некоторые исследователи склонны подмечать в подобных аномалиях нечто мистическое.
«Живые» плавуны
По мнению исследователя разного рода подземелий, российского диггера, пишущего свои книги об истории и обследовании подземных сооружений под псевдонимом Матвей Гречко, песчаные или супесчаные грунты с большим содержанием влаги, называемые плавунами, – самая неожиданная и наиболее неприятная «находка», с которой изначально пришлось столкнуться питерским метростроевцам. Плавуны имеют свойство разжижаться при механическом воздействии.
Как известно, Санкт-Петербург и сам был построен на болотистых почвах, и постоянная угроза того, что питерский метрополитен «поплывет», существует до сих пор. В 70-годах один из участков ленинградского метрополитена (Кировско-Выборгская линия) пришлось замораживать с применением жидкого азота – такой технологии прежде никто для этих целей не использовал. В 90-е плавун опять прорвался и новый тоннель после ремонта пустили только в начале нулевых.
Матвей Гречко, ссылаясь на впечатления диггеров, наделяет плавуны неким подобием разума: исследователи подземелий, по его словам, неоднократно наблюдали, как плавун «живет своей жизнью» – между микроскопическими организмами, обитающими в этой смеси воды, глины и песка, якобы существует взаимосвязь, напоминающая поведение муравьев в муравейнике. Не исключено, что эта сущность противится вторжению человека в свою среду и по-своему старается исторгнуть его, полагает Гречко. Писатель приводит примеры того, как вроде бы твердая почва под ногами диггера внезапно начинает «плыть», а супесчаная смесь приходит в движение, угрожая вобрать в себя человека.
… и здоровенные валуны
У начальника службы по связям с общественностью ОАО «Метрострой» Екатерины Гигиняк более прозаическое мнение по поводу находок, мешающих строительству санкт-петербургского метрополитена – кроме сильно обводненных грунтов при прокладке веток попадаются громадные камни – до полутора метров в диаметре. Спецтехника их не берет, строители вынуждены «выкорчевывать» из земли эти валуны вручную. Если глубина залегания такой находки достаточно большая, камни взрывают на месте. Этот метод практиковался еще в 60-х годах, когда прокладывали тоннель под Невским проспектом.
Как разъясняет Екатерина Гигиняк, геологоразведка не дает нужной полноты картины, поэтому подобные неожиданности в виде валунов могут возникнуть в любом месте, что сильно осложняет работу метростроевцам.
… а также «двухметровые крысы и гигантские тараканы»
Как рассказывают машинисты поездов питерского метро, крысы в подземке действительно есть, но они обычных размеров, и на поверхности этих грызунов в разы больше. В 2009 году в московском метро были замечены большие, размером с банковскую карту, тараканы. Животрепещущую проблему даже лично озвучивал тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков, который самолично видел этих насекомых. Несмотря на то, что, по словам генерального директора питерской дезинсекционной компании «ДезСпец» Алексея Назарова, «… в городе [Санкт-Петербурге] тараканов сегодня полным-полно…», в местном метрополитене их не встречали.
Также из области легенд байка о захоронениях трупов умерших в блокаду в шахтах недостроенного метро (строительство ленинградского метрополитена на время Великой Отечественной войны было приостановлено). Якобы диггерам время от времени встречаются призраки метростроевцев. Однако за время строительства метро не было ни одного упоминания о нахождении такого рода могил.