Кот-призрак и воскресший князь: кого можно встретить на Большой Покровской
С главной прогулочной улицей Нижнего Новгорода связано много легенд со времен Российской империи до современности. Редакция сайта pravda-nn.ru составила маршрут по самым мистическим локациям Большой Покровской от Дома актера до Дома связи.
Кот-призрак в «Доме актера»
«Дом актера им. В. В. Вихрова» находится на улице Пискунова, в 100 метрах от Большой Покровской. Здание открыл актер и почетный гражданин города Владимир Вихров в 1990 году. После его смерти дом получил имя в честь основателя.
Сейчас в «Доме актера» проходят камерные спектакли, фестивали, концерты, капустники, встречи, эксперименты и студии. Пространство там камерное: единственный зал вмещает только 236 зрителей, в месяц проходит около 3‑х спектаклей.
С Домом актера связана одна легенда. На Малую Сцену во время спектаклей иногда выбегает кот-призрак, который появляется из ниоткуда и уходит в никуда. Загадочное существо всегда показывается неожиданно, удивляя актеров и публику. Легенда появилась в 90‑е годы и была впервые напечатана в одной из театральных газет. В истории дома нет информации, почему здесь появился призрак. Возможно, кот местных жителей пару раз пробрался в театр и поразил впечатлительных зрителей, или историю выдумали, чтобы привлечь внимание к «Дому актера».
Призраки на Театральной площади и Театральной лестнице
В 16 – 17 веках на территории за современной гостиницей Sheraton стояла Никольская Верхнепосадская церковь. Точных дат ее строительства нет, первое упоминание о деревянном храме относится к 1621 году. В 1715 году церковь сгорела, а в 1740 – 41 годах ее воссоздали из камня.
Рядом с храмом до 1783 года располагалось Никольское кладбище. Место закрыли для захоронений после указа о запрете хоронить покойников рядом с городскими храмами. Предположительно, на этом кладбище были погребены участники народного ополчения Минина и Пожарского.
Театр драмы и площадь возле него появились только к концу 19 века. Место для театра выбрал император Николай I в 1850 году, а построили здание только к XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 году.Облик места изменился, но тяжелая энергетика осталась. В подвалах домов, окружающих театр и площадь, порой слышатся необъяснимые скрипы и шорохи, видятся тени. Старожилы полагают, что это неупокоенные и обиженные души покойников бродят по площади.
Театральную лестницу возвели еще позже, в 1945 – 46 годах, хотя одна из легенд утверждает будто ее построили к приезду Николая II.
Согласно другой легенде, ночью в полнолуние на лестнице можно увидеть выползающую тень-нечисть. Несмотря на мрачность полнолунного духа, нечисть кажется веселой и даже принаряженной.
Воскресший князь с улицы Грузинской
Грузинская улица получила имя от фамилии князя, оставившего след в истории Нижегородской губернии. Георгий Грузинский — правнук грузинского царя Вахтанга, владелец села Лысково и управляющий Макарьевской ярмарки.
В 1816 году пожар уничтожил на ярмарке многие строения. Считалось, что торговый комплекс подожгли. Событие совпало с ссорой вспыльчивого князя и его гостя, графа Румянцева. После ярмарку перевезли в Нижний Новгород, предположительно, из-за нрава Георгия Грузинского.Поступки князя вдохновляли писателей. По одной из версий, Николай Гоголь написал поэму «Мертвые души» на основе слухов о махинациях Георгия Грузинского с документами на крепостных.
Несмотря на характер, князь был уважаем среди нижегородцев: возглавлял дворянство губернии и военное ополчение 1812 года, присутствовал при встрече Павла I в Нижнем Новгороде и при коронации Александра I.
Среди простого народа грузинский князь прославился благодаря легенде о его воскресении.
Легенда имеет фактологическую основу. В сенат поступил донос о жестокости Георгия Грузинского по отношения к крестьянам. Чтобы задобрить проверяющего, князь подарил ему коня. Исправник на глазах Грузинского оценил возраст животного — осмотрел зубы. Обиженный князь приказал дворне выпороть гостя.
Чтобы избежать наказания, князь устроил себе похороны и несколько лет жил как затворник в своем доме. По восшествии на престол Александра I Георгий Грузинский «воскрес» и одарил нового императора семейными реликвиями за амнистию. Умерь князь в возрасте 89 лет в 1859 году.
История с первым воскресением Георгия Грузинского произошла в Лыскове. Возможно, повторно он «воскреснет» на центральной улице Нижнего Новгорода, где находилась его усадьба.
Часовня около Государственного банка
Ансамбль банка-дворца в неорусском стиле построили в честь двух событий — 50-летнего юбилея Государственного банка Российской империи и 300-летия дома Романовых.
На открытие Государственного банка 17 мая 1913 года ожидали приезда Николая II. Торжественное мероприятие мог испортить только владелец дома напротив ансамбля. Существуют три версии о том, кому принадлежало здание и как владелец мог навредить церемонии.
По первой легенде, в доме жил офицер, который часто выходил на балкон в нижнем белье. Согласно второй версии, в доме жил купец, который планировал собрать всю семью на чаепитие на балконе во время визита императора. По третьей легенде, в здании размещался публичный дом, а на балконе развешивали нижнее белье.
Итог у всех легенд одинаковый. Проблему решили за сутки: возвели часовню, которая перекрыла балкон. С тех пор жить в доме стало невозможно из-за звона колоколов каждые 15 минут.
Гитлер на Доме связи
Монументальное здание в стиле постконструктивизма построили в 1936 году. Фасад Дома связи со стороны Большой Покровской украсили барельефом с символикой СССР и эпизодами из повседневной жизни нижегородцев.
После Великой Отечественной войны появилась легенда о профиле Гитлера, возникающем в утренние часы. По преданию, черты диктатора заложили в изображение мужчины на барельефе пленные немцы при строительстве здания. Чтобы увидеть профиль, нужно встать под определенным углом в утренние часы и вглядеться в панно.
По воспоминаниям очевидцев, после войны долгое время жители искали правильный угол, проходя мимо Дома связи. Многие нижегородцы даже утверждали, что нужный ракурс можно поймать со стороны кремля, хотя здание и было построено до войны.