10 афоризмов Густава Шпета

Человек окружает себя миром звуков, чтобы воспринять в себя и обработать мир предметов.
10 афоризмов Густава Шпета

Густав Шпет – один из наиболее знаковых философов XX века, создатель российской герменевтики, психологической антропологии, человек, впервые употребивший в русскоязычном научном дискурсе слово «семиотика».

Позже из этого понятия вырастет целое направление в отечественной науке, разработанное Юрием Михайловичем Лотманом.

После окончания историко-филологического факультета Густав Шпет преподавал в киевской Фундуклеевской гимназии, среди выпускниц которой была Анна Горенко (Ахматова).

Затем уехал в Москву, читал лекции в университете Шанявского и на Высших женских курсах. Посещал Сорбонну и Эдинбург, стажировался в Гёттингенском университете.

Среди основных работ Шпета «Очерк развития русской философии», в котором он впервые попытался осмыслить историю философской мысли в собственной стране, жестко критиковал других авторов и дал собственную трактовку явлениям в культуре начала XX века.

Несмотря на это, труды ученого долгое время не были оценены соотечественниками по достоинству.

«К сожалению, в его родной стране уровень исследования творчества философа находится почти на нулевой отметке; так, двадцать лет пролежала без движения книга работ Шпета по эстетике, составленная в 1967 году его дочерью Л.Г. Шпет, но, надо надеяться, в связи с рядом намечающихся переизданий интерес к идеям Шпета будет развиваться», - писала правнучка философа, Елена Владимировна Пастернак.

Мы решили внести свой небольшой вклад в популяризацию его работ и собрали десять афоризмов этого выдающегося мыслителя.

— Народ пользуется языком, не зная, как он образовался, так что представляется, что язык не столько проявление сознательного творчества, сколько непроизвольное истечение самого духа.Язык есть как бы внешнее явление духа народов, — их язык есть их дух, и их дух есть их язык. Человек окружает себя миром звуков, чтобы воспринять в себя и обработать мир предметов.

— Мы разделяем интеллектуальность и язык, но в действительности такого разделения не существует.

— Художественное произведение не дает мечтательности расплываться, сдерживает, стесняет, обуздывает ее.

— Философия всегда — тревога, всегда притязание, всегда беспокойство, — философ не имеет пристанища.

— История не могла бы существовать, если бы все прошлое было в ее глазах ничтожеством.Пьеса и «роль» для актера — только «текст». От «текста» же до «игры» — расстояние громадное.

— В произведении искусства мы имеем дело с действительностью, но возведенною в идеал.

— Сама смерть, раз она фигурирует в качестве аргумента, имеет разное значение применительно к антропологическому индивиду и социальному субъекту: физическая смерть первого еще не означает смерти его как социального субъекта. Последний живет, пока не исчезло какое бы то ни было свидетельство его творчества.

Комментарии
Комментарии