10 цитат из «Исповеди» Блаженного Августина

Аврелий Августин (354 — 430) — древнеримский философ и богослов, один из Отцов христианской церкви. Его работы оказали огромное влияние на становление и развитие средневековой теологии и философской мысли. Основополагающими среди них стали трактаты «О граде Божием», «О бессмертии души» и «Об истинной религии».

В историю же литературы Блаженный Августин вошел как автор «Исповеди» — цикла из 13 сочинений, в которых рассказал о своем духовном пути от язычества к христианству. Эта книга стала первой в европейской литературе развернутой автобиографией.

Мы отобрали из нее 10 цитат:

Люди ненавидят истину из любви к тому, что почитают истиной.

Можно ли, преследуя другого, погубить его страшнее, чем губит вражда собственное сердце?

Почему душа больше радуется возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию? Близкий человек болен, его пульс сулит беду, все, желающие его выздоровления, болеют душой; он поправляется, но еще не может ходить так, как раньше,- и такая радость у всех, какой и не было, когда он разгуливал, здоровый и сильный!

Великая бездна сам человек, <...> волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.

Я хотел бы, чтобы люди подумали над тремя свойствами в них самих. Они — все три — конечно, совсем иное, чем Троица; я только указываю, в каком направлении люди должны напрягать свою мысль, исследовать и понять, как далеки они от понимания. Вот эти три свойства: быть, знать, хотеть. Я есмь, я знаю и я хочу; я есмь знающий и хотящий; я знаю, что я есмь и что я хочу, и я хочу быть и знать.

Красноречивые высказывания не должны казаться истиной потому, что они красноречивы, а нескладные, кое-как срывающиеся с языка слова, лживыми потому, что они нескладны, и наоборот: безыскусственная речь не будет тем самым истинной, а блестящая речь тем самым лживой. Мудрое и глупое — это как пища, полезная или вредная, а слова, изысканные и простые, — это посуда, городская и деревенская, в которой можно подавать и ту и другую пищу.

В этой жизни, которая называется «сплошным искушением», никто не может быть спокоен за себя: если он мог стать из плохого хорошим, это еще не значит, что он не станет из хорошего плохим.

Выше правда, которая запрещает, чем власть, которая разрешает.

Посмотри, Господи, и терпеливо, как Ты и смотришь, посмотри, как тщательно соблюдают сыны человеческие правила, касающиеся букв и слогов, полученные ими от прежних мастеров речи, и как пренебрегают они от Тебя полученными непреложными правилами вечного спасения. Если человек, знакомый с этими старыми правилами относительно звуков или обучающий им, произнесет вопреки грамматике слово homo без придыхания в первом слоге, то люди возмутятся больше, чем в том случае, если, вопреки заповедям Твоим, он, человек, будет ненавидеть человека.

Слепотою своею люди хвалятся.