Историк Александр Чубарьян рассказал о разногласиях среди ученых в оценке революции 1917 года

Главное – стоять на почве чисто научных дискуссий, сопоставлять взгляды и не ожесточаться друг против друга, сказал газете ВЗГЛЯД историк Александр Чубарьян, комментируя дискуссии о революции 1917 года. В Москве проходит Генассамблея Международного комитета исторических наук, приуроченная к столетию революции. Научный руководитель Института всеобщей истории РАН, председатель Национального комитета российских историков Александр Чубарьян считает реальными опасения по поводу того, что разброс мнений о революции 1917 года может внести раскол в общество. Поэтому весь смысл подготовительной работы к празднованию столетия годовщины революции заключался в предотвращении подобного раскола. «Действительно, выявились разные точки зрения. Но я бы не сказал, что они сильно поляризуют наше общество. Главное – стоять на почве чисто научных дискуссий, сопоставлять взгляды и не ожесточаться друг против друга», - сказал Чубарьян. По его словам, исторических фактов не изменить, после революции прошло сто лет и «примирение не стоит в повестке дня». «Нельзя примирять то, что уже случилось сто лет назад. Но относиться к этому сегодня как к событию нашей общей, но далекой истории, мне кажется необходимо. Надо прививать культуру наших внутренних дискуссий», - считает историк. Александр Чубарьян отметил, что на Генассамблею Международного комитета исторических наук, приуроченную к столетию революции, в Москву прибыло около 150 иностранных ученых, в том числе молодых. «Я бы сказал, что это был настоящий конструктивный диалог. Все участники: и те, которые стоят на позиции жесткой критики революции и те, которые пытаются идеализировать революцию – все признавали, что она сыграла огромное значение в истории России и всего мира», - уверен историк. По его мнению: «Объединяющим может быть то, что если XIX век прошел под флагом Французской революции, то XX прошел под знаком Российской революции вне зависимости от того, что мы настроены - про или контра». Он также указал на большой интерес зарубежных ученых к российской истории. Одновременно с конференцией проходила встреча молодых русистов. Накануне состоялась дискуссия в министерстве образования, в которой участвовали и министр Ольга Васильева, и молодые американские ученые, которые изучают разные аспекты революции 1917 года. «Один пишет про историю Урала, гражданскую войну. Они оба работают в российских архивах, очень благодарили нас. Они тоже настроены на то, чтобы вести конструктивный диалог с российскими сверстниками», - подытожил Александр Чубарьян. В пятницу в Москве заседала Генеральная ассамблея Международного комитета исторических наук. В этом году встреча приурочена к столетию Русской революции. В последний раз Москва принимала мероприятия Международного комитета исторических наук в 1970 году. Как отмечают организаторы форума, чистота исторического знания имеет огромное значение для современного мира. На фоне попыток отдельных стран переписать и фальсифицировать историю, вписать ее эпизоды в русофобскую картину реальности, особую важность приобретает сотрудничество ученых всего мира по восстановлению исторической правды и справедливости. Для России столетие революции – повод осознать всю важность национального примирения, вспомнить, чем может грозить стране общественный раскол. Ранее проректор МГИМО Артем Мальгин сказал газете ВЗГЛЯД, что феномен русской революции настолько фундаментален, что доходит угасающей волной и до сегодняшнего дня. Так он комментировал открытие ассамблеи. Министр образования Ольга Васильева убеждена, что разные точки зрения о причинах, ходе и последствиях революции 1917 года в России не должны стать причиной раскола в обществе. «Как Французская революция оказала серьезнейшее влияние на развитие мира в XIX веке, так и Русская повлияла на весь ход мирового развития в ХХ веке», - сказала министр на встрече с руководством Международного комитета исторических наук. По ее словам, различные точки зрения о причинах, ходе и последствиях революции объясняются противоречивым характером самой революции. «История играет важнейшую роль в становлении мировоззрения молодых людей, поэтому во всех странах мирах придается такое значение совершенствованию преподавания истории», - заявила Васильева.