Ещё

Где Uber уже аллес? Как и почему запрещали популярный сервис 

Фото: Авторамблер
Он сделал перевозки быстрыми и дешевыми, произведя революцию в мире такси. Но таксисты его ненавидят, а чиновники пытаются запретить. Почему мир не хочет принимать Uber?
22 сентября 2017 года власти Лондона официально объявили, что не будут продлевать лицензию у онлайн-службы такси Uber. С 1 октября компании будет официально запрещено перевозить пассажиров в британской столице. В качестве причин для запрета Управление транспорта Лондона (TfL) отметило, что компания не выполняет требования, предъявляемые к таксомоторным перевозчикам — в частности, недостаточно хорошо предупреждает преступления, непрозрачно оформляет медицинские сертификаты, а также недостаточно контролирует получение водителями справок об отсутствии судимости.
В свою очередь генеральный директор Uber Дара Хосровшахи заявил, что решение британских властей будет обжаловано. Одновременно глава компании извинился перед всеми жителями Лондона. По его словам, Uber «совершил ряд ошибок» и «тоже должен измениться» для того, чтобы в дальнейшем «вести бизнес честно, деликатно и с самоотдачей». Все это происходило на фоне появление петиции за сохранение "Убера" в Лондоне, которую подписали полмиллиона человек.
Uber появился в 2009 году в Сан-Франциско и за эти годы проделал путь от небольшой компании до глобальной корпорации, присутствующей во многих странах мира. Приход «Убера» в каждую из них почти гарантированно означал как минимум два процесса: стремительное изменение рынка таксомоторных перевозок, а также протесты обычных таксистов. Но есть и еще одно важное явление — реакция властей. Ведь запрет на Uber в Лондоне — далеко не первое решение подобного рода. «Авторамблер» вспоминает, как боролись с «Убером» в других странах.
Германия
В 2014 году ФРГ стала одной из первых стран, где в отношении компании Uber были приняты санкции. В апреле 2014 года суд Берлина решил, что сервис по перевозке пассажиров нарушает действующее законодательство о лицензировании. А уже 14 августа 2014 года в немецкой столице официально запретили Uber из-за несоответствия требованиям безопасности, оштрафовав компанию на 25 000 евро. В том же месяце суд Франкфурта принял решение, которое приостанавливало работу «Убера» по всей Германии, а также вводило жесткое наказание за нарушение запрета. К примеру, водителям, рискнувшим воспользоваться «Убером», грозило до 6 месяцев тюремного заключения.
Хотя мера не распространялась на приложение Uber Black, с которым работают лицензированные таксисты, перевозчик попытался обжаловать решение, однако 18 марта 2015 года Окружной суд Франкфурта окончательно подтвердил запрет на приложения Uber и UberPop по всей Германии. Свое решение власти объяснили тем, что водители сервиса не проходят профессиональное обучение и не имеют лицензий таксиста, а пассажиры не были застрахованы при поездке. Впрочем, уже в мае 2015 года «Уберу» удалось запустить в Германии приложение UberX, которое полностью соответствует законодательству. Однако эта программа по сути не отличается от обычного сервиса по вызову такси.
Нидерланды
Вслед за Германией приложение UberPop запретили и власти Нидерландов. Соответствующее решение было принято судом 8 декабря 2014 года. На тот момент Uber работал в Амстердаме, Гааге и Роттердаме. Как говорилось в судебном решении, деятельность «Убера» противоречила законодательству из-за отсутствия лицензии у водителей. При этом представители компании заявили, что продолжат деятельность, несмотря на то, что власти предупредили, что компания может получить штраф 100 000 евро за продолжение работы, а водители — до 40 000 евро. В итоге приложение UberPop проработало в Нидерландах до 2015 года, после чего было официально свернуто. Сейчас жителям Голландии доступен только UberX, UberBlack и UberVan, которыми пользуются только лицензированные таксисты.
Италия
В мае 2015 года суд Милана официально запретил приложение UberPop на территории всей страны из-за «недобросовестной конкуренции». Иск против перевозчика подали несколько ассоциаций такси, которые жаловались, что сервис позволяет работать нелицензированным перевозчикам и демпингует на рынке услуг.
Как и можно было ожидать, в компании Uber с таким решением не согласились, и подали апелляционную жалобу. Однако в апреле 2017 года суд в Риме встал на сторону итальянских таксистов, и окончательно запретил деятельность «Убера» в стране, пригрозив ему ежедневным штрафом в 10 000 евро в случае нарушения. Правда, уже через месяц другой римский суд вернул Uber в правовое поле, разрешив компании заниматься перевозками. Хотя это решение не распространялось на приложение UberPop, которое так и осталось вне закона. В итоге сейчас в Риме доступны только премиальные сервисы — UberBlack, UberLux и UberVan.
Франция
Приложение UberPop начало работать во Франции в первой половине 2014 года, но уже осенью 2014 года суд в Париже начал рассматривать дело о запрете сервиса в стране. Обвинения, которые предъявляли «Уберу» во Франции, ничем не отличались от поводов для запрета в других странах: отсутствие лицензирования водителей, недостаточный контроль за их состоянием, а также демпингование цен. Рассмотрение дела длилось полгода, в течение которых UberPop с переменным успехом работал в стране. Однако в июне 2015 года не выдержали уже таксисты, которые устроили массовую забастовку в Париже, перекрыв основные дороги и устроив беспорядки. В итоге, власти запретили приложение UberPop в главных городах — Париже, Марселе и Лионе. В июле 2015 года компания Uber объявила о приостановке работы приложения во всей Франции, опасаясь дальнейшего давления со стороны властей. В сентябре 2015 года запрет UberPop был признан законным в Конституционном суде Франции. Представители Uber заявили, что «разочарованы таким решением», но подчинились.
Китай
В Поднебесной компания Uber столкнулась с целым рядом проблем. Это — и укоренившиеся лобби, и местные конкуренты и, конечно же, нечеткие правовые нормы. Все это вылилось в конфликт как с местными перевозчиками, так и с властями Китая. В некоторых городах водителей Uber начали штрафовать, а в офисах компании были проведены обыски. В какой-то момент конфликт стал настолько серьезным, что Uber пригрозила штрафовать водителей, участвующих в конфронтации.
Формально Uber в Китае никто не запрещал, несмотря на предпринятые попытки. Однако противостояние с властями и конкуренция привели к убыткам, которые достигли 1 миллиарда долларов год. В итоге, в августе 2016 года компания приняла решение покинуть рынок КНР, продав свои активы местному конкуренту — компании Didi Chuxing.
Канада
Статус сервисов Uber в Канаде целиком зависит от решения властей той или иной провинции. Например, Uber вполне легально работает в Онтарио, Квебеке и Альберте, но запрещен в Британской Колумбии. Впрочем, даже там, где перевозчик действует на законный основаниях, его позиции нельзя назвать однозначно крепкими. Например, в июле 2015 года в Торонто был подан иск на сумму 400 миллионов долларов с требованием запретить приложения UberX и UberXL. Иск был подан несколькими ассоциациями таксистов, которые выступили против сервиса из-за отсутствия лицензирования водителей и недостаточного контроля за техническим состоянием водителей. И хотя в итоге суд отклонил иск, а деятельность «Убера» не была запрещена, это явно не последняя попытка привести Uber в определенные рамки.
К примеру, буквально недавно представители Uber заявили, что свернут свою работу в провинции Квебек уже с 14 октября 2017 года, если власти не изменят законодательство. Ранее чиновники приняло решение оставить Uber на рынке, однако ввели требование обязательного 35-часового обучения для всех водителей, решивших работать с Uber. В компании сочли такие требования чрезмерными и пригрозили уходом.
Хотя свое шествие по планете Uber начал именно с США, нельзя сказать, чтобы деятельность компании протекает беспроблемно и у нее на родине. Например, через полгода после начала работы Uber на Аляске, компания была вынуждена приостановить свою деятельность. Причина — несоответствие требованиям условий труда водителей, работающих в компании. А в техасском Остине Uber запретили из-за того, что водители сервиса не выполняли обязательное для всех таксистов требование сдавать отпечатки пальцев.
Возникали у «Убера» и другие проблемы. Так, в марте 2017 года расследование The New York Times показало, что сотрудники Uber разработали специальную программу, которая позволяла работать в тех местах, где это запрещено. Приложение позволяло идентифицировать личность человека, делающего заказ. И, если выяснялось, что это — чиновник, полицейский или проверяющий, система быстро демонстрировала заказчику, что доступных автомобилей поблизости нет, а водителю — отправляла информацию о потенциальной опасности. Сейчас в отношении компании Uber идет уголовное расследование, которое может привести к тяжелым последствиям.
Тем не менее, в большинстве американских штатов деятельность «Убера» не запрещена, а сенат штата Нью-Йорк, например, в 2017 году официально разрешил работу компании и конкурентов не только в самом городе, но и за его пределами.
Тимофей Исаев
Фото: © РИА Новости / Наталья Селиверстова
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео