Театральные костюмы Вячеслава Зайцева
Художник-модельер Вячеслав Зайцев начал работать для театров в 1963 году — он разрабатывал костюмы, сценографию, плакаты для постановок. Первым спектаклем, над которым он работал как художник по костюмам, стал «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в Театре сатиры. С того времени он оформил 20 спектаклей для российских и зарубежных театров. Среди них ― «Современник», МХАТ, Театр сатиры и Театр имени Евгения Вахтангова.
ХУДОЖНИК ДЛЯ ТЕАТРА
Первые сценические костюмы Вячеслава Зайцева публика увидела в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Театра сатиры. Модельер стремился изменить устоявшийся фасон, объединить спектакль и моду. Так, небесно-голубое атласное платье графини Розины получило изысканную драпировку; алый костюм слуги Фигаро — украшение из маленьких круглых зеркал; а черный бархатный колет (короткая куртка) Фигаро — шитье золотыми нитями.
Сам он так вспоминает свои первые театральные шаги: «И я сделал то, чего не хватало в театральном костюме: мне не нравилась бутафорность и сухость — я взял натуральные ткани и сделал так, чтобы в костюме было не стыдно выйти в зал».
Позднее Вячеслав Зайцев оформлял постановки для театра «Ромэн» и МХАТ, а также сотрудничал и с несколькими бродвейскими театрами. В Государственном Малом театре он работал вместе с Андреем Житинкиным в постановке «Маскарад» и с Юрием Соломиным в спектакле «Молодость Людовика XIV». Одной из последних работ Вячеслава Зайцева для Малого театра стала «Пиковая дама» 2015 года.
НАРЯДЫ ДЛЯ ПРИНЦЕСС И КОРОЛЕЙ
Вячеслав Зайцев тщательно прорабатывает каждый эскиз одежды, чтобы он соответствовал не только общей концепции представления, но и исторической эпохе. Через одежду художник передавал особенности времени и черты характеров героев.
Так, в нарядах главного злодея спектакля об эпохе Средневековья, «Ричард III», модельер использовал все оттенки красного — от кроваво-красного, символа убийства, до торжественно-пурпурного, знака королевской власти.
В работе над постановками Вячеслав Зайцев никогда не акцентировал внимание на своем участии и не навязывал личных амбициозных идей. Когда художник создавал костюмы для спектакля «Принцесса Турандот», одной из актрис массовки не понравился эскиз платья, который он нарисовал. Новую модель костюмер сделал в соответствии с ее пожеланием. В результате после премьеры многие отмечали несоответствие наряда спектаклю.
РАБОТА В ТЕАТРЕ «СОВРЕМЕННИК»
В «Современник» Вячеслава Зайцева пригласила главный режиссер театра Галина Волчек. Первой их совместной работой стал спектакль «Три сестры» 1982 года. Кружево, шифон, шерсть ― сейчас ткани для любого наряда найти несложно. А тогда Зайцев придумывал, где достать необходимый материал: что-то покупал у фарцовщиков, что-то привозил из-за границы. Например, кружево для накидки Любови Раневской Зайцев тайком привез из Парижа.
В 2001 году в спектакле «Три сестры» Вячеслав Зайцев выступил не только как художник по костюмам, но и как сценограф. В качестве главной декорации он предложил использовать мост как метафору стремления сестер вырваться из провинции в Москву. Наряды главных героинь Зайцев сшил в одной стилистике: строгие, скромные платья пастельных тонов. За все время существования постановки в театре наряды практически не изменились.
Для театра «Современник» Вячеслав Зайцев разработал сценографию и костюмы к пяти спектаклям: «Вишневый сад», «Три сестры», «Анфиса», «Лоренцаччо» и «Кто боится Вирджинии Вулф?».