Ещё

Умберто Эко — любитель Холмса, Борхеса и Бонда 

Умберто Эко — любитель Холмса, Борхеса и Бонда
Фото: Индикатор

О человеке, одинаково хорошо разбиравшемся в средневековой эстетике и Бондиане, крупнейшем специалисте по семиотике, который прославился, однако, детективным романом, рассказывает ежедневная рубрика Indicator.Ru «История науки».

5 января 2017 года — грустный праздник. Первый день рождения безусловно выдающегося человека, в который нельзя его поздравить лично. Человека, род деятельности которого невозможно описать одним словом, обозначающим научную специальность. полностью соответствовал той эпохе, про которую чаще всего писал, он был философом и литератором, историком и культурологом, теоретиком и практиком, популяризатором науки и суровым семиотиком. Но обо всем по порядку.

Наш герой родился в небольшом городке Алессандрия неподалеку от Турина. Его родословная оказалась очень короткой: дед его был ребенком-подкидышем и фамилию получил от сокращения выражения «дарованный небесами» (Ех Caelis Oblatus). Так что еще до рождения будущий культуролог оказался связан со средневековой латынью.

Отец Умберто, Джулиан Эко, был бухгалтером и хотел, чтобы сын пошел по стряпчей части, то есть получил юридическое образование. Однако Эко с детства манила медиевистика, и он отправился изучать средневековую литературу, историю и философию в Туринский университет, который и закончил в 1954 году.

Начинал Эко как искусствовед и специалист по средневековой эстетике, этому была посвящена его первая крупная работа «Эволюция средневековой эстетики», вышедшая в 1959 году. Однако нашему герою стало тесно в рамках одной науки. Видимо, он изначально был ученым-энциклопедистом, которому требовалось знать и осмыслить все.

Влияние дзен-буддизма на западную культуру? Легко! Изучить поэтику потока сознания у Джойса? Пожалуйста! Разобраться в связях голливудских произведений с поп-литературой от Дюма до Флеминга? Извольте прочесть «Супермен для масс» и «Дело Бонда».

Построить новую теорию семиотики (науки о знаковых системах и смыслах)? В 1968 году выходит его фундаментальная (и во многом революционная) работа «Отсутствующая структура: введение в исследование по семиологии».

При этом Эко всегда вел себя как подлинный популяризатор науки в том смысле, что не писал для ученых, а считал, что надо говорить и с «простыми» людьми: он выступал на телевидении, писал в газеты (и даже работал не только в университете, но и обозревателем крупнейшей в Италии газеты «Эспрессо»), писал популярные эссе и читал публичные лекции (знаменитая книга «Шесть прогулок в литературных лесах» — это сборник лекций, прочитанных в ).

Обширнейшие знания позволяли ему находить удивительные параллели между любимым Средневековьем и современным миром (цитата из книги «Средние века уже начались»):

«Предметы, находившиеся в сокровищнице Карла IV Богемского: череп св. Адальберта, меч св. Стефана, шип из венца , обломки креста, скатерть тайной вечери, зуб св. Маргариты, кусок кости Св. Витале, ребро Св. Софьи, подбородок Св. Эобана, ребро кита. Предметы из сокровищницы герцога Беррийского: чучело слона, василиск, манна, найденная в пустыне, рог единорога, кокосовый орех, обручальное кольцо св. Иосифа. Описание выставки поп-арта и нового реализма: кукла со вспоротым животом, из которого высовываются головы других кукол, пара очков, на которых нарисованы глаза, крест с вделанными в него бутылками из под кока-колы и лампочкой в центре, повторенный несколько раз портрет , увеличенный комикс Дика Трэйси, электрический стул, стол для пинг-понга с гипсовыми мячиками, расплющенные части автомобиля, мотоциклетный шлем, расписанный маслом, бронзовая электрическая батарейка на пьедестале, коробка с бутылочными пробками внутри, вертикальная доска с тарелкой, ножом, пакетом французских сигарет и душ, висящий на фоне пейзажа, написанного маслом».

Умберто Эко

Писатель, профессор семиотики Болонского университета

Очень много посвятил Эко и постепенно исчезающему сейчас мастерству или даже искусству перевода. Он всегда трепетно относился к переводам своих произведений, а в конце жизни выпустил книгу «Сказать почти то же самое. Опыты о переводе», одну из лучших теоретических работ об этом непростом деле.

Но, конечно же, настоящая слава не в научном мире, а вообще пришла к Эко в 1980 году, когда вышел первый (и, по мнению некоторых, самый удачный его роман) — «Имя розы». Конечно же, про Средневековье, и, конечно же, как средневековое чтение, имеющий множество слоев смыслов.

От чистого детектива (ведь не зря главных героев зовут Вильгельм Баскервильский и Адсон, явнее аллюзии на Холмса с Ватсоном и не придумать) до серьезнейших философских размышлениях о сути литературы и книги (и, конечно же, любой более-менее образованный человек признает в антагонисте героев, слепом библиотекаре Хорхе Бургосском, великого Борхеса).

Потом были еще не менее громкие романы: «Маятник Фуко» (привет любителям тайных заговоров), «Остров накануне», в котором можно найти переклички и с Сартром, и с Достоевским, и «Баудолино», представивший уже не сатирическую, как у Ильфа и Петрова, версию «Шести Наполеонов» Конан Дойла…

Правда, только «Имя Розы» удостоилось экранизации: после премьеры фильма Жан-Жака Анно Эко, несмотря на то, что главного героя сыграл великий Бонд (напомним, что ко всем своим талантом, Эко был еще и непревзойденным экспертом в бондологии — универсальный человек мог себе позволить и такую прихоть) разочаровался в возможности экранизации своих произведений и после отказал даже Спилбергу.

Смерть Умберто Эко в феврале прошлого года уравняла его с Борхесом, так и не получившим Нобелевской премии по литературе, и сделала завершенным корпус его работ, каждая из которых заставляет человека, читающего их, подниматься до уровня этой двери в мировую культуру.

Видео дня. Невидимое препятствие скинуло девушку с тарзанки
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео