Город Солнца — Гелиополь
Ольга Томашевич, египтолог, заслуженный преподаватель Московского университета и доцент Исторического факультета МГУ, рассказала об уникальной находке и центре поклонения богу солнца Ра
Египет чрезвычайно богат археологическими памятниками, что не удивительно: древнеегипетская цивилизация развивалась в долине Нила более трех тысячелетий, а если считать и дописьменные культуры — значительно дольше.
Сухой климат «позаботился» об их сохранности. Представьте, совсем недавно на побережье Красного моря были найдены остатки порта 26-25 вв. до н.э., причем среди папирусов обнаружены тексты времени Хеопса, касающиеся постройки его великой пирамиды в Гизе.
Большой резонанс вызвала находка в марте 2017 года колоссальной статуи царя в Матарие, на северо-восточной окраине Каира.
Чем же она интересна? Думается, Матария, известная по путеводителям как место, где Святое Семейство спряталось в ветвях дерева от солдат Ирода, еще только начинает раскрывать свои тайны.
Ведь на этом месте в глубокой древности располагался священный город, названный греками, а вслед за ними и римлянами, Гелиополь (т.е. «город Солнца»; древнеегипетское название Иуну, библейское Он).
Город являлся столицей 13-ого нижнеегипетского нома, как греки называли египетские области, которых было немногим более 40. Однако его значение в истории страны трудно переоценить. Как понятно из названия, Гелиополь — центр культа бога солнца Ра (и его ипостасей: Ра-Хорахти, Атума, Хепри), а бог солнца всегда был самым почитаемым в долине Нила.
Еще во времена 4 династии, при строителях великих пирамид, каждый фараон стал именоваться «сын Ра», и этот важный титул сохранится навсегда; а при 5 династии пирамиды становятся заметно ниже, зато в честь Ра строятся особые святилища.
В Гелиополе развивались также культы птицы Феникс (егип. Бену) и быка Мневиса как воплощений солнца. Считалось, что именно здесь находится священный камень бен-бен — первый холм, встав на который бог сотворил мир, и столб-иун, давший название городу.
Похоже, что именно на гелиопольский обелиск — символ солнечного луча — были ориентированы пирамиды. Вершины обелисков и пирамид покрывали медью, а возможно, и золотом, поэтому первые рассветные или последние закатные лучи всегда «зажигали» эти своеобразные светильники в честь дарующего жизнь светила.
Местная жреческая коллегия была столь сильна, что, по мнению многих египтологов, именно ее влияние наиболее ощутимо в «Текстах пирамид».
Это древнейший в мире свод религиозных текстов, предназначенных для обеспечения благополучия царя на том свете. Их высекали иероглифами на стенах погребальных камер в пирамидах, начиная с последнего царя 5 династии, Униса, но датируются они значительно более древними временами.
Речь в них идет о подъеме покойного владыки на небо к Солнцу и пребывании среди божеств.
В Гелиополе сформировались представления о «Великой девятке богов» (так называемая Эннеада), ставшие моделью для космогонических учений других жреческих школ.
Есть все основания полагать, что именно у жрецов Гелиополя учился знаменитый религиозный реформатор Эхнатон, попытавшийся заставить всю страну почитать только своего бога Атона и себя самого (14 в. до н.э.).
Местный храм Солнца мог стать моделью для святилищ в роскошной столице Эхнатона Ахетатоне, где вместе со своей красавицей-женой Нефертити он возносил хвалы единому богу. А Страбон сообщает, что видел дом, где жил Платон и место, где занимался рассчетами Эвдокс — вот какова была слава гелиопольских жрецов.
Как священный город, Гелиополь всегда был местом паломничества. Однако его культовые сооружения до наших дней сохранились плохо. Уже в Греко-римский период Гелиополь разоряют, украшая Александрию (2 обелиска, вывезенные туда в 1 в., в кон. 19 в. «переехали» в Лондон и Нью-Йорк; а 2 других установили на площадях Рима).
Затем здесь брали строительный материал для основанного арабами в непосредственной близости Каира.
В ходе разных раскопок и случайно при земляных работах здесь находили статуи, стелы, гробницы жрецов и священных быков; в 1962-1967 обнаружили остатки храма Рамсеса II (13 в. до н.э.), позднее постройки Рамсеса III (12 в. до н.э.).
В 2012 году в храме начинает работать немецко-египетская археологическая экспедиция, главное открытие которой пришлось, как это часто бывает, на конец работ.
Этот успех должен был случиться: один из руководителей экспедиции — прекрасный знаток древностей Гелиополя Дитрих Рауэ, хранитель Египетского музея в Лейпциге.
Службу древностей представляет Айман Ашмауи; результаты раскопок опубликованы в совместных статьях в журнале Egyptian Archaeology.

Когда в СМИ появились первые сообщения о находке фрагментов кварцитового колосса, который достигал в высоту 8 метров, первоначально его приписали Рамсесу II.
Известно, что он построил или перестроил в Гелиополе огромнейший храм, который как раз и исследовался археологами.
Впрочем, где Рамсес только не строил — в Фивах, Абу-Симбеле, наконец, основал новую столицу «Дом Рамсеса»; и как никто часто возводил колоссальные статуи себе любимому (кстати, начал эту практику отец Эхнатона, Аменхотеп III, хорошо нам известный по сфинксам на набережной Невы; до него цари позволяли себе лишь немного превысить свои реальные размеры).
Многие наши туристы любовались превосходной статуей Рамсеса, покоящейся в музее древнего Мемфиса, или видели другую на площади Каирского вокзала.
Кроме того, эта экспедиция уже нашла известняковую статую обычного размера внука Рамсеса, Сети II, почему бы здесь не быть и знаменитому деду?
Найденная колоссальная статуя не может похвастать сохранностью: из грунтовых вод извлекли торс весом около 3 тонн и фрагмент головы в высокой верхнеегипетской короне (таких изображений фараонов известно очень много, но сторонники межпланетных контактов сразу стали писать в сети о вытянутых черепах инопланетян, пытаясь увидеть в находке подтверждение своих идей).
От лица осталась правая боковая часть, причем особенно хорошо сохранилось ухо. Зато сзади на торсе оказалась иероглифическая надпись с именем основателя 26 династии Псамметиха I (664-610 гг. до н.э.), что сразу сделало находку уникальной, так как ни одного колосса этого царя до нас не дошло, хотя в Гелиополе уже находили его памятники, а именно сфинкса.
Псамметих, ловко лавируя между завоевавшими Египет ассирийцами и уступившими им нубийцами, освободил страну от власти чужеземцев и положил начало ее последнему 150-летнему расцвету, точно определенному историками как Саисское возрождение.
Египетская Служба древностей планирует перевезти статую к старому Египетскому музею в центре города, а потом, если удастся еще найти достаточно фрагментов и восстановить колосс, в Гизу, где на 2018 год. намечено открытие нового музея.
Пока же «визитной карточкой» Гелиополя является стоящий там in situ 20-метровый гранитный обелиск Сенусерта I (20 в. до н.э.).