Войти в почту

Президент Российского еврейского конгресса об осмыслении Холокоста в России

В эти дни в России продолжаются мероприятия «Недели памяти», приуроченной к Международному Дню памяти жертв Холокоста (27 января) и годовщине освобождения Красной армией лагеря смерти «Аушвиц» (Освенцим).

МОСЛЕНТА узнала у президента Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрия Каннера, как в наши дни ведется работа по установке памятников жертвам Холокоста и почему в России только сейчас происходит осмысление геноцида евреев в годы Второй мировой войны.

Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса

Памятники со звездой Давида

По всей стране мы сейчас ставим памятники уничтоженным евреям, на которых выбиты имена и фамилии погибших. Где-то написано «евреям», где-то — нет, в некоторых случаях на обелиске или ограде стоит магендовид (звезда Давида - ред.).

За прошедший год в рамках нашего проекта «Вернуть достоинство» мы открыли 15 памятников, а в дальнейшем планируем устанавливать по 20-30 монументов в год, потому что все время находятся новые места. Сейчас, например, много работы в Крыму.

Для установки каждого памятника мы проделываем огромную работу, ведь решения об установке монументов принимают местные советы, и чтобы запустить этот процесс, нужно составить максимально полный список захороненных, чьи имена подтверждаются на основе архивов, воспоминаний, данных Яд ва-Шем (мемориальный комплекс катастрофы и героизма еврейского народа в Иерусалиме — ред.) или архива Холокоста. Это серьезная большая работа, это не просто камень положить.

Вспоминая, что уже удалось сделать, я не думаю, что мы совершили какие-то подвиги. Двери-то были открыты, оказывается, просто надо было сформировать план действий и трудиться. И сейчас перед нами большой объем работы, которую надо сделать качественно.

Я очень благодарен всем тем, кто содействует нашей поисковой деятельности, открытию памятников. И я обращался к патриарху Кириллу, и он меня понял и написал письмо в поддержку проекта, которое очень помогло мне в работе.

И весь мир это увидел и отметил: впервые патриарх Русской православной церкви увидел эту проблему и поддержал нашу работу. Это же огромная проблема: мы ищем кости, места расстрелов и захоронений, без содействия на местном уровне это делать сложно.

У нашей работы есть материальная часть: мы должны определить места, где лежат останки, привести их в порядок в соответствии с российским законодательством и еврейской традицией, которые не противоречат друг другу: отгородить место, найти имена, выбить их на памятнике и обеспечить его сохранность.

А гуманитарная часть заключается в том, что память о массовом уничтожении сограждан-евреев и об их спасении, освобождении Красной армией лагеря смерти «Аушвиц», символа Холокоста, должно стать частью общероссийской идентичности.

Воины и узники

200 000 солдат-евреев погибло в составе Красной армии во время Второй мировой войны, и они не считаются жертвами Холокоста, потому что сражались с оружием в руках. Мы чтим их память и преклоняемся перед ними 9 мая, в День Победы. И мы, Российский еврейский конгресс, были генеральным спонсором строительства памятника Красной армии в Нетании. На открытие приезжал Владимир Путин, произнес прекрасную речь.

27 января — в Международный День памяти жертв Холокоста — мы вспоминаем о казненных беззащитных людях, убитых только по национальному признаку. И я считаю, что в этот день стоит вспоминать и говорить не только о евреях, для меня жертвы Холокоста олицетворяют всех погибших в войну мирных жителей, о которых нечасто вспоминают. А ведь погибли миллионы, масштаб жертв среди мирного населения сопоставим с количеством погибших солдат.

Ведь оккупационные режимы во Франции, Голландии и Польше, например, были совершенно разными, а на территории Советского Союза он был жесточайшим, такого не было больше нигде в Европе. И погибли миллионы мирных жителей: среди них и расстрелянные заложники, и умершие от голода, причин смерти было множество.

Это все до сих пор мало описано, не понято, не прожито. Так что проблема огромная. Для ее освещения мы делаем, что можем, и призываем тех, кто нас слышит: становитесь рядом, включайтесь в эту работу.

Холокост начался с погромов

Многие считают, что Холокост начался 22 июня 1941 года, и я поддерживаю эту точку зрения. Масштабное уничтожение евреев началось с погромов, которые устраивало местное население: во Львове, в Литве, самый известный — в Едвабне (в 1941 году эта деревня относилась к Белостокской области Белорусской ССР, теперь это территория Польши — ред.), где поляки без команды от немцев и какой-либо помощи с их стороны уничтожили своих соседей евреев. Все эти погромы ускорили принятие немцами решение о начале массового уничтожения евреев.

Это очень болезненная история: сейчас в Литве отважная писательница Рута Ванагайте подверглась резкой обструкции за освещение этой темы в книге «Наши». И лауреата Нобелевской премии белорусскую писательницу Светлану Алексиевич постоянно критикуют за то, что она описала эти события. Сейчас это огромная проблема: как быть с фактами о тех погромах, как о них говорить.

На территории СССР все выглядело иначе

На территории Советского Союза Холокост выглядел особым образом. В Европе повсюду имели место депортации в лагеря смерти, находившиеся в Польше, где были убиты 2 700 000 евреев. На территории Германии погибло всего порядка 165 000 евреев, там вообще лагерей смерти не было.

А на просторах СССР все выглядело иначе, здесь проходили массовые расстрелы, казни у рвов, ям, как у знаменитой Змиевской балки в Ростове. И мы сейчас ставим памятники в таких местах, там, где лежат кости: в Ставропольском крае, в Калмыкии, в Брянской, Смоленской, Тверской областях.

Из 6 миллионов евреев, погибших за время Холокоста, около 3 миллионов были гражданами Советского Союза. Много жертв было в Молдавии, на юге Украины. А единственное место, где уничтожили всех проживавших там евреев, — это Эстония. Даже в Германии такого поголовного истребления не было.

Ян Карский, участник польского движения Сопротивления, Праведник мира.

Палачи и праведники

Так же, как и в Европе, на оккупированных территориях СССР были праведники, казненные за то, что прятали евреев. Так было везде. Больше всего праведников было в Польше. И среди тех, кто евреев спасал, были люди очень разные: мы сейчас делаем проект в Мемориальной синагоге РЕК на Поклонной горе о праведниках, тех, кто спасал евреев.

И, например, кто-то это делал, исходя из материальных интересов, например, датчане перевезли евреев через пролив в Швецию, когда прошла информация о том, что немцы будут их депортировать. Датские рыбаки в основном перевозили за деньги, и многие евреи продолжали рассчитываться с ними и много лет после войны.

И я читал о том, что были случаи, когда даже антисемитски настроенные поляки спасали евреев из религиозных соображений, потому что ксендз на проповеди сказал так поступать. Это очень неоднозначная история, судьбы очень разные.

Надо понимать, что для спасения одного еврея обычно было задействовано десять человек, и часто на одном из этапов эта система давала сбой. Нельзя сказать, что поляки, французы вели себя по отношению к евреям хуже, чем белорусы или русские. Везде были и палачи, и праведники, это все отдельные примеры поведения, которые нельзя распространять на весь народ.

Коллаборационизм в годы Великой Отечественной — еще одна сложная проблема, заслуживающая отдельного изучения. Да, есть выразительные примеры. В частности, в России именно благодаря тому, что уровень поддержки нацистов населением был ниже, чем в других местах, уцелели евреи Калуги. Там было первое гетто, освобожденное в результате наступления Красной армии под Москвой в декабре 1941 года.

Такие гетто были в Тверской области: там немцы отдавали приказы об уничтожении евреев, но местная полиция и коллаборационисты не решились их осуществить, и евреи выжили. Два больших гетто горских евреев — около 4000 человек — пережили оккупацию в Нальчике именно потому, что кабардинцы, балкарцы их не выдали.

А, например, во Франции евреев вылавливали полицейские, которые до войны служили государству, во время войны — немцам, а после войны опять французскому государству. И получали потом от него пенсию за свои труды. И при этом Франция является страной — победительницей фашизма.

Освобождение советскими войсками узников немецко-фашистского концлагеря «Аушвиц-Биркенау». 27 января 1945 год.

Российские особенности

У России совершенно особый путь осмысления опыта геноцида еврейского народа в годы Великой Отечественной. Во-первых, потому что именно Красная армия положила этому конец, освободив «Аушвиц» 27 января 1945 года. И в 2005 году эта дата выбрана ООН для проведения Дня памяти жертв Холокоста, который теперь проходит по всему миру.

А во-вторых, возможность официально изучать вопросы, связанные с Холокостом, и ставить памятники его жертвам на государственном уровне открылась в России гораздо позже, чем в других государствах. Поэтому осознание масштаба жертв, отношение к Холокосту на уровне общественного мнения у нас формируются только сейчас.

Кроме того, не захоронены до сих пор не только расстрелянные евреи, но и погибшие солдаты. Например, дед моей жены погиб в боях под Москвой в начале весны 1942 года. И до сих пор он не захоронен, и о нем нет никаких сведений. И десятки тысяч таких историй по всей стране. И почему поиском останков бойцов и их захоронением сейчас занимаются добровольцы-поисковики, а не армия, которая призвала погибших на службу? Вот в чем вопрос.

Две памятные даты

Еще отмечу, что хотя Россия и выступила в ООН одним из инициаторов объявления 27 января Международным Днем памяти Холокоста, в нашей стране этот день законодательно не установлен как памятная дата. Потому что 27 января еще с советских времен отмечается День снятия блокады Ленинграда.

Я поднимал этот вопрос, когда в этом году встречался с президентом России Владимиром Путиным. Сказал, что понимаю, по какой причине сейчас все обстоит именно так, и поинтересовался, есть ли все же способы День памяти жертв Холокоста сделать памятной датой в России. Владимир Владимирович ответил: ничто и сейчас не мешает отмечать этот день даже несмотря на то, что официально он не является памятной датой.

При этом, например, мы получаем государственную поддержку в проведении мероприятий. В этом году главное событие «Недели памяти» мы проводили 26 января не потому, что 27-е – День снятия блокады Ленинграда. Согласно еврейской традиции мы не должны организовывать такого рода мероприятия после наступления шаббата (наступает в пятницу с заходом солнца, в январе — около 17:00, — ред.) по двум причинам.

Во-первых, в субботу нельзя проводить траурные мероприятия, а во-вторых, соблюдающим евреям в этот день ездить нельзя на транспорте, на лифтах. В другие годы основную церемонию «Недели памяти» мы проводили 27-го в Москве, а главные мероприятия, посвященные снятию блокады, проходят в Петербурге, и по сути они друг другу не противоречат.

Ответственность евреев

Уже после Второй мировой войны было два крупнейших геноцида, сопоставимых с Холокостом: Камбоджа при Пол Поте (по разным оценкам с 1975 по 1979 год там погибли от 1,7 до 3 миллионов человек - ред.) и Руанда, геноцид против тутси летом 1994 года (по разным оценкам от 0,5 до 1 миллиона человек - ред.). Но люди сегодня мало об этом знают, не всякий и слышал о тех событиях.

И в такой ситуации в чем заключается ответственность евреев? Дело в том, что у нас, у еврейского народа, неплохо сформирован коммуникационный ресурс и мы в состоянии рассказать о своей трагедии. Да, были трагедии у камбоджийцев и тутси, но у них нет Спилберга. Нет своего Константина Фама, который сейчас снял потрясающий фильм «Свидетели».

Нет людей, которые смогли рассказать об этой трагедии, создав музей уровня Яд ва-Шем, программу по изучению Холокоста, в которой занято множество ученых всех национальностей. В этом наша ответственность: раз мы можем, мы должны, обязаны это делать.

Например, Российский еврейский конгресс в этом году выпустил учебное пособие, рассказывающее факты о крупнейших геноцидах в истории человечества — начиная с трагедии армян, заканчивая нашими днями, Бесланом. И мы согласовали это издание с Министерством образования, оно рекомендовано для средних и высших учебных заведений России.

У меня, например, есть благодарность президента Армении за эту работу. Мы проводим в России конференции, посвященные геноциду, куда приглашаем и турок, и армян. Обсуждаем, как перейти от продолжающегося противостояния этих народов к научному изучению вопроса, как информацию о геноциде армян включить в образовательные программы.

Противодействие ксенофобии

1-2 ноября мы провели Первую Московскую международную конференцию по противодействию антисемитизму «Защитим будущее», которая прошла при организационной и финансовой поддержке правительства Москвы.

Там было множество разных секций, в том числе проходил круглый стол, посвященный спорту, где обсуждался предстоящий чемпионат мира по футболу, который пройдет в Москве. Пришли известные футболисты, бывшие и действующие профессионалы. И через месяц, в начале декабря со мной связываются общие знакомые и приходят футболисты, в частности, тогда еще капитан сборной России Роман Широков.

И говорят, что им понравилось, как мы сделали конференцию, и предлагают вместе сделать проект, посвященный противодействию ксенофобии в спорте. Мы посоветовались с федеральным агентством по делам национальностей и приняли решение, что да, мы включаемся в эту работу.

Люди гораздо серьезнее, чем о них можно подумать. Вот конкретный пример: спортсмены показывают, что очень глубоко мыслят и понимают, в каком направлении должно развиваться общество.

Думаю, когда мы в следующий раз — уже меньше, чем через два года — будем проводить следующую конференцию, мы расширим ее тему: будем говорить не только об уровне антисемитизма, который в России, кстати, резко снижается, но и о ксенофобии в целом. Чтобы понять, что с этим делать и как нам жить дальше вместе. Во всяком случае, постараемся приложить все усилия, чтобы наше общество было здоровее, чем сегодня.