Чума как повод для погрома

Для картины, иллюстрирующей трагедию середины XIV века, Питер Брейгель — старший выбрал название «Триумф смерти». Едва ли это можно считать преувеличением: пандемия чумы унесла жизни сотен тысяч человек и показала, что перед лицом страшной болезни люди совершенно беспомощны. Жители средневековой Европы, пытаясь найти объяснение этим событиям, назначили главными виновниками чумы иудеев. 5 декабря 1349 года в Нюрнберге начались беспощадные еврейские погромы.

>> Смертельные игры русских офицеров

У одной из главных площадей Нюрнберга — той, на которой традиционно проводится знаменитый рождественский базар — трагическая история, никак не сочетающаяся с елочными игрушками, яркими праздничными украшениями и разнообразными лакомствами. Когда-то именно в этих краях жили нюрнбергские евреи. Местность была болотистой, неудобной для строительства, однако евреям, испокон веков подвергавшимся гонениям, выбирать не приходилось. Здесь они обжились, построили синагогу, однако пандемия чумы внесла коррективы в их размеренную, спокойную жизнь.

>> «Неизвестная» Крамского: русская Мона Лиза

В чем только не обвиняли евреев: в ритуальных убийствах, обманах, заговорах, осквернении гостии… Поэтому и причину распространения «черной смерти» европейцам долго искать не пришлось. Люди быстро согласились с предположением, что иудеи намеренно заражают христиан смертельной болезнью — они отравляют источники и прибегают к другим способам, известным лишь им одним. То, что от чумы не были застрахованы и евреи, вероятно, считали издержками производства.

Чума вступила в свои права еще в конце 1330-х: археологи обнаружили в районе озера Иссык-Куль невероятное количество надгробий, датированных 1338 — 1339 годами. Однако в Европу она пришла значительно позже — обычно ученые называют 1346 год. К 1349-му болезнь добралась до германских земель.

Еврейские погромы в Нюрнберге, связанные с обвинением иудеев в распространении чумы, не были случайными и хаотичными. Они были санкционированным Карлом IV — королем Германии, впоследствии ставшим императором Священной Римской империи. Известно, что примерно за десять лет до трагедии, в 1338 году, еврейская община Нюрнберга насчитывала 212 семей. Всего же нюрнбергских евреев было около двух тысяч человек. В результате погромов почти шестьсот иудеев были сожжены заживо. Остальных либо пощадили и изгнали из города, либо же им удалось скрыться от «костров правосудия» самим.

Имущество евреев, часто становившееся предметом зависти местных жителей, было разграблено, их жилища разрушили. Не устояла и синагога. От культового учреждения не осталось практически ничего, кроме фундамента. К слову, именно с использованием части фундамента синагоги позже была построена знаменитая нюрнбергская церковь Девы Марии (Frauenkirche), которую гости города могут видеть и до сих пор, хоть и в значительно измененном виде. Церковь освятили в 1358 году, а позже она стала использоваться в качестве императорской придворной капеллы.

Однако не стоит думать, что погромы произошли лишь в Нюрнберге. Нет, это было общим местом в истории многих городов. Пострадали евреи в Женеве, Базеле, Фрайбурге, были практически стерты с лица земли общины Трира, Кельна, Вормса. К началу 1350-х волна погромов захлестнула и Пруссию.

Защиты со стороны местных властей евреям ждать не приходилось. Впрочем, стоит отметить, что попытку оградить их от преследований предпринял папа Климент VI. Он запретил казнить иудеев без суда и аргументировал это тем, что евреи тоже умирали от чумы. Более того, существовали города, в которых не было еврейских общин, но смертность от этого меньше не становилась. Однако запрет папы римского привел лишь к тому, что во многих городах начали судить общины целиком.