История экспериментальной авиации
«Летающая тарелка» – образ, который не надоедает голливудским режиссерам десятилетиями. И речь всегда идет об инопланетных гостях – то воинственных и пугающих, то глуповатых и потому комичных. Между тем, летающие диски вышли за пределы кинематографа еще в конце 1930-х. Над созданием подобных аппаратов бились лучшие умы Германии, США и Канады. Среди других необычных проектов – самолет-корабль, надувной самолет, аэроцикл и реактивный ранец. О буднях экспериментальной авиации – в материале, подготовленном совместно с авиакомпанией «Аэрофлот».
«Летающий блин» Циммермана
Если бы все разработки американского инженера Чарльза Циммермана нашли практическое применение, немалому числу пожилых дам был бы гарантирован сердечный приступ. В 1930-х он начал разработку дискообразного самолета вертикального взлета. Надо сказать, что подобные попытки предпринимались и раньше. Так, в 1911-м Ченс Воут построил самолет-зонтик, который не совершил ни одного полета. Похожий моноплан сконструировали в Великобритании, но он разбился вскоре после того, как оторвался от земли.
В Италии над самолетом в форме диска работал Гвидо Таллеи. За свою жизнь мужчина сконструировал несколько десятков аппаратов, которым не суждено было бороздить воздушные просторы. Дискообразный самолет пытались создать и в Германии.
>> Люди, ставшие свободными благодаря таланту
Однако наиболее успешным оказался проект Чарльза Циммермана. По задумке инженера, крылья сверхмалого удлинения должны были заканчиваться винтами, которые крутились бы в сторону, противоположную вращению воздушных вихрей, сходящих с крыла. Во избежание фиаско Таллеи и Воута инженер намеревался разместить двигатели так, чтобы создаваемый поток омывал верхнюю и нижнюю плоскости крыла. «Летающий блин» успешно поднялся в воздух. Интерес к революционной задумке проявили военно-морские силы США. Они выделили на разработку крупную сумму. В итоге Циммерман сконструировал легкомоторный самолет V-173, который впервые полетел в ноябре 1942-го. Всего на счету этой машины — почти 200 полетов.
Модель отличалась удлиненными стойками шасси; благодаря им пропеллеры не задевали землю при взлете. Мощность двух синхронизированных двигателей составляла 80 л. с. Длина воздушного судна — 8,13 метра. Диаметр винтов — 5,03 метра, взлетный вес — 1400 кг. В условиях встречного ветра в 46 километров в час V-173 мог взлететь вертикально. Машину назвали «шумовкой Циммермана». Первый полет совершил Бун Гайтон; впоследствии он неоднократно говорил, что этот эпизод был наиболее интересным в его карьере. И не менее волнующим: летчик сообщал, что революционное изобретение могло погубить ему жизнь. Дело в том, что при взлете никак не подчинялась ручка управления. Гайтону едва хватило сил, чтобы отклонить ее двумя руками и взять самолет под контроль. У модели были недоработки, в том числе, плохой обзор и сильные вибрации. Вместе с тем, эксперты отмечали маневренность машины и прочили ей долгую «карьеру».
Детище Циммермана стало прототипом для экспериментального истребителя Vought XF5U. Мощность двух радиальных двигателей XF5U составляла 1350 л. с. Он должен был развивать скорость более 800 километров в час.
Перспективный проект свернули из-за перехода к реактивной технике. Все свои оставшиеся дни XF5U прозябал в музее воздухоплавания в Вашингтоне. Но на этом история «летающих тарелок» не закончилась. Так, в Канаде был разработан Avrocar, или, как его называли, «летающий джип». К большому сожалению конструкторов, аппарат мог подняться только на 1,5 м. На большей высоте Avrocar выходил из повиновения и мотался из стороны в сторону. Решить эту проблему канадские инженеры не смогли, и финансирование проекта закрыли.
>> Крушение императорского поезда: как это было
Реактивный ранец: аксессуар Джеймса Бонда
Этот аппарат занимает особое место в паноптикуме необычных проектов в авиации. Рюкзак за спиной, позволяющий оторваться от земли — предмет, который скорее ожидаешь увидеть в комиксе, чем в жизни. Разработка экзотичного авиационного проекта связана с именем американского инженера Томаса Мура. Неизвестно, каким образом он умудрился выбить на него 25 тысяч долларов, но факт остается фактом: реактивный жилет был сконструирован и мог поднять пилота над землей на несколько секунд. Он работал на перекиси водорода. Расход при этом был большим — для полета продолжительностью 15 секунд требовалось 9 литров перекиси водорода. Позже Венделл Мур разработал ранец на сжатом азоте (и стал первым его пилотом). Итогом длительных экспериментов стал полет на высоте 5 метров целых 3 минуты. Изобретение выглядело впечатляющим, однако о долгом полете думать не приходилось.
Реактивный ранец продемонстрировали широкой публике. Впрочем, оставалось неясным, принесет ли он практическую пользу. Поговаривали, что его можно будет использовать для разведывательных полетов. В 1984-м пилот Билл Сьютор летал на реактивном ранце на открытии Олимпийских игр. В настоящее время продолжаются разработки подобных аппаратов. Но эксперты твердят в один голос — реактивный ранец не станет массовым средством передвижения из-за проблем с безопасностью и высокой стоимости. Зато он не раз «засветился» в кино — в частности, в фильме о Джеймсе Бонде 1965-го года. Знаменитый шпион, конечно, не мог обойтись без столь оригинального средства передвижения.
Эвакуация с помощью надувного самолета
«Goodyear Inflatoplane» обязан своему появлению холодной войне. Надувной самолет сконструировала «дочка» известного производителя шин. Заказчиком спасательного «Goodyear Inflatoplane» стала американская армия. Самолет намеревались использовать для эвакуации военных. Его спроектировали всего за 3 месяца. Кабина пилота осталась «твердым» элементом воздушного судна, тогда как фюзеляж и крылья сделали из двух слоев резины и нейлоновой сети между ними. Всего было сконструировано 12 аппаратов в разных версиях. Максимальная скорость составляла 113 км/час, длина — 5,97 м.
«Goodyear Inflatoplane» обязан своему появлению холодной войне. Надувной самолет сконструировала «дочка» известного производителя шин. Заказчиком спасательного «Goodyear Inflatoplane» стала американская армия. Самолет намеревались использовать для эвакуации военных. Его спроектировали всего за 3 месяца. Кабина пилота осталась «твердым» элементом воздушного судна, тогда как фюзеляж и крылья сделали из двух слоев резины и нейлоновой сети между ними. Всего было сконструировано 12 аппаратов в разных версиях. Максимальная скорость составляла 113 км/час, длина — 5,97 м.
Модель «Goodyear Inflatoplane» не нашла применения на практике; в ходе одного из полетов самолет потерял управление и рухнул, пилот скончался. После этого программу закрыли.
Аэродин Dornier E-1 против пилотируемых самолетов
Немецкая компания Dornier, основанная в 1914 году, специализировалась на строительстве гидросамолетов. В военные годы здесь создавались бомбардировщики. Беспилотник вертикального взлета Dornier E-1 стоит особняком в череде этих проектов. В его основу легли идеи, изложенные немецким авиаконструктором Александром Липпишем. Dornier E-1, напоминающий по виду фен, отличался мягкостью посадки. Однако проект завершили в 1972 году — в глазах военного руководства аэродин проигрывал пилотируемым самолетам для разведки.
Модный аэроцикл
Теоретические работы о создании аэроцикла оставил Чарльз Циммерман. По его мнению, пилот мог удержать этот аппарат в вертикальном положении благодаря чувству равновесия. В конце 1950-х компания De Lackner создала модель HZ-1 с мотором мощностью 40 л. с. Винты вращались в противоположных направлениях, чтобы платформа стояла ровно и полет не стал для летчика последним. В ходе испытаний отмечались сложности в управлении. Кроме того, аэроциклы были аппаратами шумными, и эффективность их использования в условиях войны была под вопросом. В итоге программу закрыли.