Как авантюрист стал королем несуществующей страны
О государстве Пояис до 1821 года никто не слышал – пока в Лондоне не объявился генерал Макгрегор, провозгласивший себя правителем страны на побережье Гондурасского залива. Пленив людей рассказами о золотых рудниках и хлопковых плантациях, Макгрегор принялся продавать дорогостоящие облигации и земельные сертификаты государства Пояис и мгновенно разбогател. Однако первые переселенцы, отправившиеся к Москитовому берегу, обнаружили там лишь джунгли и индейцев. Об одной из самых смелых афер в истории человечества – на diletant.media.
Войны в Южной Америке
Будущий аферист Грегор Макгрегор был уроженцем Шотландии. В юности он участвовал в Пиренейских войнах, а затем отправился в Южную Америку, поддерживать местные колонии в борьбе за независимость против Испании. Поначалу дела его шли неплохо — он сражался под командованием Франсиско де Миранды и даже женился на его кузине, затем сотрудничал с Симоном Боливаром. Но повстанцы терпели поражение за поражением, на Ямайке Макгрегора объявили пиратом, а Боливар обвинил в предательстве и грозился повесить.
В 1820 шотландец высадился на Москитовом берегу на побережье Гондурасского залива. Наконец Макгрегор отправился в Британию и в 1821 прибыл в Лондон.
Касик государства Пояис
В столице Макгрегор заявил, что вождь одного индийского племени подарил ему огромную территорию на побережье. Шотландец именовал себя «касиком государства Пояис» и намеревался создать демократическое государство по образцу европейских.
На коронацию Георга IV он прибыл в качестве «представителя пойеров» и во всеуслышание объявил, что ищет инвесторов и переселенцев для новой страны. На удивление, никто не смутился — в те времена новые государства в Южной Америке появлялись как грибы после дождя, а Макгрегор был генералом, и вполне мог получить в благодарность территорию от кого-нибудь из вождей индейцев.
Сказочная страна
Англия была в восторге от новоиспеченного «касика» (так, кстати, называли вождей индейцы племени таинго, которые первые вступили в контакт с европейцами, а затем название стали использовать для всех племен вообще). Макгрегор с женой были приняты в лучших домах Лондона, в их честь устраивались торжественные вечера и ужины.
Затаив дыхание, англичане слушали рассказы о войнах рука об руку с Боливаром и о прекрасной стране на Москитовом берегу, где добывали серебро и золото, выращивали хлопок, кофе и сахарный тростник.
Вскоре в Сити открылось представительство Территории Пояис, где шотландец принимал видных сановников. Он даже назначил майора Уильяма Джона Ричардсона послом Пояиса в Великобритании.
Денежные махинации
Чтобы привлечь инвесторов, Макгрегор выпустил 2000 облигаций Пояиса по 100 фунтов за штуку (по тем временам огромная сумма). Все бумаги тут же раскупили. За колонистами шотландец отправился на родину, где принялся продавать земельные сертификаты по доступной цене, так что любой простой фермер мог себе позволить приобрести участок на территории новоиспеченного государства Пояис. Дела шли в гору, Макгрегор быстро разбогател. В середине 1822 даже была выпущена книга «Описание Москитового берега, включая Территорию Пояис».
Москитовый берег
В 1822 и 1823 к Москитовому берегу отправились два корабля с переселенцами. Будущие колонисты запаслись земельными сертификатами и банкнотами Пояиса и уповали на обещанные Макгрегором высокие должности. Все они были уверены, что их ждет небольшое демократическое государство со столицей Сент-Джозеф, похожей на другие европейские города.
Пассажиры второго корабля «Кеннерсли Касл» прибыли к берегам Пояис спустя два месяца — и, к удивлению, обнаружили, что они там одни. На следующий день они встретили колонистов с первого судна, которые уже полгода жили в джунглях.
Оказалось, что никакого государства Пояис не существует, кругом лишь джунгли и вода, а еще племя индейцев, живущее в лесу. Уважаемый генерал Грегор Макгрегор оказался простым аферистом, нажившимся на глупости людей.
Разоблачение Макгрегора
Европейцам пришлось долго ждать спасения. Условия жизни для них были невыносимыми — жара, влажность и тропические болезни сразили многих колонистов. Лишь в середине 1823 года несчастных обнаружил корабль британской колонии Белиз. Европейцев перевезли туда, но местный климат оказался не лучше, так что многие незадачливые искатели наживы умерли уже там. Выяснилось, что дарственная, которую вождь индейского племени подписал за стаканом рома, уже давно отозвана, а уж касиком государства Пояис Макгрегора и вовсе никто не провозглашал.
Возвращение переселенцев в Великобританию не помешало Макгрегору продолжить свои махинации — он то предлагал Испании объявить протекторат над Территорией Пояис, то публиковал конституцию новой республики.
В конце концов афериста арестовали, но вскоре отпустили, так и не предъявив ни одного обвинения. Макгрегор перевез семью в Лондон, а после смерти жены перебрался в Венесуэлу, где его встретили как настоящего героя.
Один из самых смелых аферистов в истории человечества спокойно прожил свои поздние годы в уважении и почете и был похоронен в кафедральном соборе Каракаса.