Как Иоанн Павел II повел себя со своим несостоявшимся убийцей
Вспоминаем историю примерного милосердия.
13 мая 1981 года мир облетела жуткая новость: на Иоанна Павла II совершено покушение. Среди бела дня на площади Святого Петра, на глазах у тысяч прихожан и туристов, две пули были пущены понтифику в живот. Еще две попали в правую руку и указательный палец левой. Врачи позднее скажут, что пули чудом не задели жизненно важные органы. Кроме папы римского были ранены двое прохожих.
Преступника задержали сразу: им оказался 23-летний гражданин Турции Мехмет Али Агджа, член ультраправой молодежной организации «Бозкурт» («Серые волки»). Выяснилось, что он бежал из турецкой тюрьмы, где отбывал пожизненное наказание за убийство редактора либеральной газеты «Миллиет». Уже через три месяца итальянский суд вынес приговор: еще одно пожизненное заключение.
На этом история и закончилась бы, не будь пострадавшим Иоанн Павел II. Вошедшее в легенды человеколюбие папы не изменило ему: едва выйдя из больницы, он призвал весь католический мир помолиться за Али и объявил, что искренне его простил, — а через два года приехал к нему в тюрьму, чтобы сказать об этом лично. Они проговорили три часа, и к концу беседы Али, по слухам, даже расплакался от раскаяния. На протяжении следующих лет понтифик лично добивался от итальянского правительства помилования Агджи (и добился в 2000 году). До самой своей смерти он поддерживал связь с семьей Али, встречался с его матерью и братом.
Что касается Агджи, то после освобождения из итальянской тюрьмы и экстрадиции в Турцию он почти сразу снова оказался за решеткой: ведь наказание за убийство журналиста он так и не отбыл. Только в 2010-м он, уже 52-летний, оказался на свободе. Он перешел в католичество, выпустил книгу мемуаров, в 2014 году шокировал Ватикан, появившись на могиле Иоанна Павла II с двумя корзинами белых роз, а в 2016-м объявил о желании стать священником.
Заказчики и мотивы покушения неизвестны до сих пор. Версий и конспирологических теорий сколько угодно; в них фигурируют террористические организации и спецслужбы самых разных стран. Итальянские власти в первую очередь заподозрили «руку Кремля»: считалось, что деятельность Иоанна Павла II представляла угрозу для коммунизма в Восточной Европе. Эта версия стала снова активно обсуждаться в 2006-м, когда в Италии провели парламентское расследование на основе документов Василия Митрохина — бывшего сотрудника архива КГБ, в 1992-м бежавшего в Великобританию. Парламентская комиссия заявила, что решение об убийстве папы принимали «на самом высоком уровне Политбюро». Правда, экс-сотрудники КГБ свою причастность отрицают, да и в Италии доклад сочли сомнительным.
Масла в огонь подливал сам Али, который постоянно менял показания. То он заявлял, что является членом Народного фронта за освобождение Палестины (организация это опровергла). То признавался, что убийство было спланировано КГБ при участии болгарских агентов (по его обвинениям были арестованы несколько граждан Болгарии, но всех впоследствии оправдали за отсутствием улик). То рассказывал что-то о турецких мафиози, которые якобы предлагали ему 3 миллиона немецких марок за убийство папы. То туманно намекал журналистам, что истинных виновников нужно искать в самом Ватикане. А в своей книге «Мне обещали рай» (2013) выдвинул новую версию: якобы заказ на убийство папы выдало иранское правительство.