Шинель: история в стиле милитари

Форменное пальто со складкой на спине согревало на фронтовых дорогах армию Российской империи, прошло путем революции, защищало от непогоды советских солдат. Вспоминаем историю шинели и связанные с ней интересные факты.

Сменить «епанчи» на шинель. Прообраз шинели появился в русской армии еще в конце XVIII века. Длинный сюртук из сукна, подбитый мехом, сменил безрукавные плащи-епанчи. Позже Павел I планировал заменить шинель укороченным вариантом «прусского покроя», однако полководцы его не поддержали. В частности, фельдмаршал Суворов: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный русак».

Шинель так и «осталась в строю». Сначала ее носили только зимой или в самые лютые холода. А в годы царствования Александра I суконная форма стала обязательной в любое время года. Летом ее надевали прямо на рубаху, зимой — расстегивали хлястик и носили иногда даже поверх полушубка.

Функциональный хлястик. Хлястик на шинели придавал одежде форму и стягивал лишнюю ткань. Хотя лишней ее назвать трудно: если отстегнуть хлястик, шинель превращалась в плащ, а по необходимости — в одеяло. Для кавалеристов шинели шили длиннее, чем для пехоты. В случае непогоды распущенные полы служили еще и попоной для лошади. Поддерживал хлястик и солдатский ремень, на который подвешивали штык-нож или патронташ.

Практичная шинель из серого сукна. В конце ХVIII века выбор материалов для армейской одежды был невелик. Льняная ткань не грела в плохую погоду, грубая конопляная пенька годилась лишь на канаты и паруса, производство хлопка едва встало на поток. Сукном же Россия была обеспечена — благодаря Петру Первому. По царскому указу в Москве и Казани были открыты суконные мануфактуры, которые и работали на армию. Шили шинели из некрашеного сукна в целях экономии.

«Шинель» Николая Гоголя. В основу повести «Шинель» Николая Гоголя лег один из популярных анекдотов XIX века. В первоначальной истории речь шла о ружье, которое было пределом мечтаний бедного чиновника. Он приобрел его и потерял на первой же охоте. Анекдот был в ходу в 1834 году, спустя семь лет появилась «Шинель».

Повесть о маленьком человеке не раз ставили на сцене и экранизировали. В 1951 году французский актер-мим Марсель Марсо поставил на гоголевский сюжет пантомиму, спустя 8 лет фильм «Шинель» снял Алексей Баталов, над одноименным мультфильмом вот уже 35 лет работает Юрий Норштейн. Спектакль идет и «Современнике», где на сцену в роли Башмачкина выходит Марина Неелова.

Шинель для штатских. В зимнюю стужу в России шинель согревала не только военнослужащих. Начиная с ХIХ века в суконную униформу облачилась значительная часть мужского населения страны — от гимназистов и студентов до пожарных и чиновников государственной службы. Шинели заиграли разными оттенками.

Гимназисты, к примеру, носили двубортные шинели светло-серого цвета, украшенные двумя рядами серебряных пуговиц, а униформа чиновников министерства просвещения и в Академии художеств была темно-синего цвета. Шинели шили из дорогого сукна на меховой подкладке или драпа — по уровню достатка.

Советская шинель с «разговорами» и «богатыркой». История красноармейской формы началась через год после революции, когда Народный комиссариат объявил конкурс на новую военную форму. Солдаты революции должны были иметь героический облик.

В конкурсе участвовали живописцы Виктор Васнецов и Борис Кустодиев. Они сделали эскизы суконных шлемов-буденовок по принципу «богатырок» — старинных головных уборов. Шинели в стиле стрелецких кафтанов украсили красными поперечными нашивками-«разговорами». Впрочем, декоративные элементы вскоре отменили — по причине демаскировки.

История генеральской шинели. В музее-панораме «Сталинградская битва» хранится ценный экспонат — генеральская шинель, найденная на полях сражений. Ее буквально изрешетили 160 пулевых и осколочных пробоин.

После войны долгие годы не удавалось установить героического владельца боевой шинели, даже после экспертизы Военно-медицинского музея. Лишь в 1957 году шинель узнала Евгения Глазкова. Форма принадлежала ее мужу — командиру 35-й гвардейской стрелковой дивизии Василию Глазкову. Генерал-майор со своей дивизией почти месяц вел тяжелые бои под Сталинградом и погиб в сражении в 1942 году.

От сукна — к кашемиру. После революции френчи, кожаные куртки и шинели вытеснили из женского гардероба «буржуазные» кружева и изящные шляпки. Историки моды считают, что сыграл роль и экономический фактор: женщинам часто приходилось перешивать зимнюю военную форму.

В 50-е годы ХХ века на смену шинели практичной приходит шинель женственная — с более мягким силуэтом. Предметы гардероба шили из самых разных тканей, даже кашемира. Тогда же Кристиан Диор приспособил хлястик от традиционной формы для своей коллекции в стиле милитари — никакой практичности, элемент декора.

Шинель из арамильского сукна. Практически все памятники советским солдатам «одеты» в бронзовые шинели. В 2013 году в городе Арамили Свердловской области открыли памятник самой шинели — единственный в мире.

В бронзе воплотили сцену прощания: девушка провожает парня на фронт и передает ему шинель. Памятник посвящен и героям войны, и труженикам тыла — работникам местной суконной фабрики. В годы войны каждый четвертый советский солдат воевал в шинели, сшитой из арамильского сукна.