Томагавк: чем сражался Чингачгук
Одно из первых упоминаний томагавка встречается в начале XVII века в записях капитана Джона Смита — того самого английского писателя и моряка, которого по легенде спасла от смерти знаменитая Покахонтас, дочь вождя племени поухатанов, проживавших на территории современной Виргинии.
Согласно Смиту, томагавк (англ — tomahawk) представлял собой «длинный камень, заостренный с обоих концов». Изначально в алгонкинкских языках (одна из ветвей семьи индейских языков) этим термином обозначали боевую дубинку или палицу, хотя буквально слово можно было перевести как «то, чем режут».
Однако впоследствии этим термином стали называть различные небольшие металлические кирки и топорики, которые служили индейцам и как инструмент, и как оружие, а впоследствии даже как трубка-мира.
Массовое производство этих топориков начали европейцы. Томагавк стал одним из основных предметов торговли с местным населением. До середины XVIII веке это оружие изготавливали в основном Европе, преимущественно в Англии и Франции, а вскоре и местные поселенцы наладили производство томагавков, составив конкуренцию поставщикам из Старого Света.
Топор, как правило, обменивали на пушнину. При этом его стоимость напрямую зависела от логистики: чем дальше от восточного побережья, тем дороже. Например, в Монреале за одну шкурку бобра можно было получить два топора, в то время как, скажем, на севере современной Миннесоты целых три шкурки нужно было отдать лишь за один топор.
Хотя техника производства была довольно простой: полосу железо сгибали вокруг металлического бруска, образуя место для топорища, после чего концы сваривали (для большей прочности между ними дополнительно могли закрепить небольшой кусок стали) и выковывали клинок.
Интересно, что зачастую топор продавали без топорища, то есть без рукояти. Древко индейцы предпочитали делать и украшать сами: в качестве рукояти использовали часть ствола небольшого деревца длиной примерно от 30 до 50 см. При этом режущая кромка самого топора была, как правило, от 8 до 10 см. В среднем такой томагавк весил всего около 500 граммов.
Немного большим по размерам был популярный на прилегающих к реке Миссури территориях «миссурийский боевой топор». Лезвие этого оружия могло составлять от 17 до 22 см в длину. Таким топором индейцы сражались вплоть до середины XIX века. Вместе с тем, исследователи выделяют в целом два основных вида томагавка: пикообразные и трубочные.
Пикообразный томагавк в отличие от миссурийского топора имел острие или клевец на обухе. Он появляется в конце XVII века, а уже в середине века XVIII ими активно торгуют французы на территориях от Великих озер вплоть до устья Миссури. Вот эта пика — лезвие на обухе — в длину могло достигать 38 см. Соответственно таким топором можно было наносить еще и страшный колющий удар, рану от которого довольно тяжело поддается лечению.
При малом весе и сравнительно длинной рукояти воин с легкостью использовал такой томагавк в ближнем бою. Помимо этого пикообразный топорик можно было использовать и для поражения цели на дальних дистанциях: отмечают, что дальность броска томагавка могла достигать 20 метров.
Однако самым популярным считался именно трубочный томагавк. На обухе его металлического топора вместо лезвия красовалась курительная трубка. Она представляла собой металлическую чашу, куда набивали табак. А из чаши выходило отверстие, которое соединялось полой рукоятью.
Конец топорища, таким образом, служил в качестве мундштука. Соответственно при изготовлении рукоятки-трубки использовались породы дерева с мягкой сердцевиной. Такой топор, как правило, не метали. Впрочем, индейцы верили, что победа над врагом именно в ближнем бою является проявлением храбрости.
Кстати лезвие трубочного томагавка также можно разделить на два вида: помимо обычного по форме топора с середины XVIII века становится популярным томагавк-эспонтон. Эспонтон — копье, которое европейские военачальники использовали при командовании колоннами солдат.
Индейцы же посчитали, что именно с его помощью солдаты подчиняются своим командирам, и поэтому стали заказывать томагавки с топором, повторяющим форму этого копья.
В целом достоинства томагавка ценили не только индейцы, но и сами поселенцы. Например, с 1759 года томагавк входил в обязательную экипировку легкой пехоты британской армии. А во время войны за независимость им воевали в том числе и американские солдаты.
Так, в фильме «Патриот» герой Мэла Гибсона, руководящий группой американских ополченцев, именно с томагавком в руках сражался с англичанами и в частности с безжалостным полковником Уильямом Тавингтоном, которого на экране воплотил в жизнь Джейсон Айзекс (в большей степени известный по роли Люциуса Малфоя в Поттериане).