Художественная история банкнот

Появление в России бумажных ассигнаций — вопрос сугубо практический. До ХVIII века ежегодно чеканилось по два миллиона серебряных монет, а запасы драгоценного металла, увы, небезграничны. Меди было в достатке, но для сбора подати приходилось снаряжать целые караваны: 500 рублей медью занимали целую телегу.

Сделать расчеты легче в прямом смысле слова были призваны бумажные деньги, и к тому же Русско-турецкая война принесла дефицит Госказне в 18 миллионов рублей. Чтобы покрыть этот дефицит, в 1768 году вышел манифест Екатерины II о променных банках, которые выдавали бумажные деньги взамен медных, как «новый знак материнского ко всем нашим подданным попечения».

НЕДОСТАТКИ АСКЕТИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

Первым делом в обращении появились купюры в 25, 50, 75 и 100 рублей, напечатанные на обычной белой бумаге с вершиной технологического процесса того времени — водяными знаками. Текст и нумерация — вот и весь дизайн купюр конца ХVIII века, которые больше напоминали расписку ростовщика, чем деньги. Банкноты в 100, 50 и 25 рублей были в ходу у состоятельного сословия, а чуть позже появились синие пятерки и красные десятки, где их прозвали «синенькая» и «красненькая».

Подделывать новый вид платежного средства научились довольно быстро, когда общее число ассигнаций за счет подделок выросло до 157 миллионов рублей (при гослимите в 100 миллионов), лишние просто сожгли в торжественной обстановке в присутствии правящего на тот момент Павла I.

Как только был запущен печатный станок, Россия столкнулась с актуальной и на сегодняшний день проблемой инфляции. После войны 1812 года стоимость бумажного рубля упала до 20 копеек серебром. После прихода Наполеона количество подделок значительно увеличилось, и бумажные деньги начали стремительно обесцениваться. К слову, отличить подделку можно было по подписи: на фальшивых купюрах она была отпечатанной, в то время как на подлинных купюрах подписи ставили чернилами от руки в Сенатской типографии.

УЗОРЫ В КАЧЕСТВЕ ЗАЩИТЫ

Изначально не подделывал ассигнаций разве что ленивый, но в 1815 году построили новое бумагоделательное и типографское производство для изготовления ассигнаций и ценных бумаг с гербом — Экспедиция заготовления госбумаг (нынешний Госзнак), которому была поставлена задача по улучшению качества выпускаемых банкнот.

Открылось сразу несколько мастерских: граверная, нумерационная, механическая, типография и бумажная фабрика. Пришли на помощь государству и художники, расписывая ценные бумаги сложными узорами в стиле ампир.

Разрабатывал новые ассигнации знаменитый инженер Августин Бетанкур и директор Экспедиции князь Александр Хованский, утверждал лично Александр I. Во время Всемирной выставки в Лондоне 1872 года газета «Стандарт» писала: «Бумага с водяными знаками — в особенности замечательна и захватила всех английских производителей врасплох».

В 1864 году произошла новая техническая революция в изготовлении банкнот. Экспедиция закупила сложные машины для создания уникальных узоров, стала применяться гальванопластика и металлографическая печать. На деньгах появились полутона, а приход в Экспедицию Ивана Орлова со станком собственной конструкции позволил печатать многокрасочный рисунок в один прием — до этого приходилось готовить отдельную форму для каждого цвета.

ДЕНЕЖНЫЕ ПОРТРЕТЫ

В 80-х годах ХIХ века купюры стали украшать не только императорские регалии, но и сами черно-белые портреты венценосных особ. Оригиналы были выполнены тушью и гуашью художником-академиком Дютаном. К примеру, на банкноте в 5 рублей был изображен Дмитрий Донской (с портрета князя в Донском монастыре), 10 рублей — Михаил Федорович (с портрета Романовской галереи Эрмитажа), 100 рублей — Екатерина II (с работы художника Лампи 1792 года).

Банкноты с ликами монархов сразу же получили прозвища. 100 рублей с Екатериной II — «катенька», 500 рублей с Петром I — «петруша». К слову сказать, портреты на купюрах в те годы уже являлись образцом высокого искусства. Печать выполнялась путем гравировки, рисунок повторялся на белой части банкноты водяным знаком. Лицевую сторону украшали императорские регалии.

«Петруша», бывший в обращении с 1898 по 1912 год, стал самой крупной в смысле размера купюрой — 27,5 на 12,6 сантиметра (для сравнения, размер обычного листа для принтера — 29,7 на 21,0 сантиметра) . В 1910 году среднестатистический российский рабочий зарабатывал одного «петрушу» за два года — то есть в год 250 рублей.

Временное правительство хоть и напечатало обезличенные керенки в 20 и 40 рублей — клочки бумажки 5 на 6 сантиметров, но продолжило выпуск бумажных денег царского образца. Инфляция потребовала добавить 250 и 1000 рублей. На тысяче изобразили Таврический дворец, где заседала Госдума, а на банкноте в 250 рублей — двуглавого орла, но уже без монархических регалий. Герб СССР и надписи на языках союзных республик появились на банкнотах в 1924 году, а с 1937 года на купюрах красовался потрет Ленина.

ХУДОЖНИКИ ГОСЗНАКА

Самым известным художником по «советским деньгам» был Иван Дубасов. Он начинал школьным учителем рисования, а затем победил в конкурсе на лучший эскиз почтовой марки к пятилетию Октябрьской революции. В жюри конкурса были представители Госзнака, они-то и пригласили молодого живописца на работу. Дубасов ввел правило использовать на всех купюрах портрет Ленина, опираясь при этом на художественный стиль ампир.

«В рабочем столе отца всегда лежали — в качестве образцов — «катенька» и «петенька», — вспоминал сын художника, — он хотел сохранить художественный стиль русских денег, пытался перенять со старых дореволюционных банкнот фактуру рисунка, оформление вензелей и розеток».

Иван Иванович стал автором всех эскизов денежных знаков 1947 года и оборотной стороны всех купюр 1961 года, банкноты образца 1991 года выпущены уже после смерти художника, но по его эскизам. Автором нынешних купюр, получивших название «От Москвы до самых до окраин», стал ученик Дубасова — заслуженный художник России Игорь Крылков. Одной из первых утвердили сторублевую банкноту с изображением Большого театра, для эскиза которой он использовал фотографии театра из фотохроники ТАСС.

БАНКНОТЫ КАК ПРЕДМЕТ КОЛЛЕКЦИИ

Коллекционирование бумажных денег (бонистика) получило развитие в 70-х годах прошлого века, хотя первые коллекции ассигнаций стали складываться сразу после их появления. Собирают купюры с железнодорожной тематикой, сувенирные, редкие, встречаются даже банкноты-талисманы. К числу последних относятся рубли конца ХIХ века года с подписью кассира Брута.

Этот рубль был чрезвычайно популярен у карточных игроков из-за истории самого кассира. Рассказывали, что некогда Брут проиграл казенные деньги, после чего покончил с собой. С тех пор игроки считали рубль с его подписью счастливым и купюра стала талисманом.

Самые редкие из современных денег — купюры в 5 рублей. Хоть эти банкноты перестали печатать еще в 1999 году, но они считаются действующими. Ценятся как предмет коллекции и внешние эффекты: две одинаковые купюры могут отличаться по стоимости на несколько тысяч, если все семь цифр номера банковского билета одинаковые — все четверки или восьмерки. В пять раз дороже указанной на банкноте стоимости может оказаться купюра под номером один, напечатанная первой в каждом новом выпуске.