Войти в почту

Как прокладывали Транссибирскую магистраль

В конце марта 1891 года Александр III подписал рескрипт на имя наследника престола Николая о строительстве железной дороги в Сибири. Так был заложен краеугольный камень транспортной артерии, без которой мы не представляем себе современный мир, – Транссибирской магистрали. Изначально дорога простиралась лишь от Владивостока до Миасса, однако позже она достигла самой Москвы и получила звание самого протяженного железнодорожного полотна в мире.

Официальной датой начала строительства Транссибирской железной дороги принято считать 19 мая 1891 года: именно в этот день близ Владивостока состоялась церемония закладки пути. В ней принимал непосредственное участие великий князь Николай Александрович: наследнику императорского престола даже доверили высыпать тачку земли на запланированное место начала строительства. Однако на самом деле к тому моменту работа по созданию железной дороги уже вовсю кипела — участок, который должен был соединить Миасс и Челябинск, усердно строили с начала весны.

Комплекс мероприятий по строительству дороги обошелся казне в баснословную сумму: по одним лишь предварительным подсчетам на реализацию проекта требовалось около 350 млн рублей золотом. Итоговая сумма, по некоторым данным, и вовсе достигла 1,5 миллиардов.

И это при том, что рабочая сила была преимущественно бесплатной: к строительству привлекали армейцев и заключенных. Скептикам может показаться, что за такие деньги рельсы можно было сделать чуть ли не платиновыми, однако природные условия Сибири и впрямь требовали особых затрат: строительство магистрали в этих краях существенно отличалось от создания железной дороги на европейской части страны.

Работники были вынуждены прорубать многовековую тайгу, взрывать скалы, казавшиеся неприступными. Труд строителей был вовсе не автоматизирован: в их распоряжении находились лишь наиболее примитивные орудия труда и механизмы. Отсутствие должных условий работы умножалось на не самый мягкий сибирский климат, поэтому окрестности Транссиба стали последним пристанищем для многих людей, трудившихся над его возведением.

Мало кто знает, но одним из инженеров Транссибирской железной дороги был Николай Георгиевич Гарин-Михайловский, с раннего детства знакомый нам по произведению «Тема и Жучка». Литература была не первым и не единственным его родом деятельности: изначально он прославился как талантливый инженер.

Еще до окончания строительства Транссибирская магистраль вошла в культуру. В 1904 году была издана первая книга башкирского писателя Мажита Гафури, озаглавленная как «Сибирская железная дорога, или Положение нации». Одной из важных мыслей этого сборника стал призыв к развитию науки и техники, к распространению просвещения. Главным символом всего перечисленного поэт считал Великий Сибирский путь.

В 1916 году масштабное строительство наконец завершилось. Газета «Франс» откликнулась на это следующими строками: «После открытия Америки и постройки Суэцкого канала история не отмечала события, более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской дороги».

Во второй половине XX — начале XXI вв. путешествие сквозь Россию по Транссибирской железнодорожной магистрали приглянулось многим иностранцам. Им это казалось настоящей северной экзотикой. Например, Дэвид Боуи, во время визита в СССР с ветерком прокатившийся на поезде сквозь тайгу, вспоминал: «Сибирь была невероятно внушительна. Целыми днями мы ехали вдоль величественных лесов, рек и широких равнин. Я и подумать не мог, что в мире еще остались такие пространства нетронутой дикой природы».

Еще одним путешественником, преодолевшим многие сотни километров по Транссибу, оказался бразильский писатель Паоло Коэльо. Результатом поездки по Сибири стал новый роман писателя, опубликованный под названием «Алеф». Герой этого произведения, как и сам писатель, едет в поезде из одного конца России в другой и в финале путешествия понимает, что эта дорога есть не что иное, как путь к себе.