Ещё

Баженов: готика Просвещения 

Баженов: готика Просвещения
Фото: culture.ru

Выставка «Готика Просвещения. Юбилейный год » работает до 30 июля в Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева. Проект объединяет более 140 произведений искусства, воплощающих «готический вкус» самого Баженова, его коллег и единомышленников. А познакомиться с русской готикой перед посещением экспозиции поможет «Культура.РФ».

АДМИРАЛТЕЙСТВО И ЭРМИТАЖНАЯ КУХНЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Первым русским архитектором, перенесшим особенности готического стиля на русскую почву, стал Василий Неелов. В 1771 году он вернулся из путешествия по Англии, куда отправился по приказу Екатерины II для изучения местной архитектуры.

В 1772 году зодчий приступил к строительству небольших павильонов для Царскосельского парка — Адмиралтейства и Эрмитажной кухни.

Кухня, где готовили ужин для приемов в павильоне , была построена в стиле рыцарского замка и напоминала средневековое укрепление. Ее украшали зубцы и башенки — правда, соседствовали они с вазами и цветочными гирляндами в стиле рококо.

Адмиралтейство состояло из трех зданий: центрального двухэтажного корпуса для хранения лодок и двух башенок по сторонам — птичников. И Эрмитажная кухня, и адмиралтейство были выполнены из красного кирпича с белыми декоративными деталями.

ЧЕСМЕНСКИЙ ДВОРЕЦ В ПЕТЕРБУРГЕ

После успеха царскосельских павильонов готические здания начали возводить и другие архитекторы. Юрий Фельтен создал дворец Ла Гренуйер (с франц. «обиталище зеленых лягушек»), который впоследствии был переименован в Чесменский.

По бокам треугольного здания находились две башенки — как в средневековом замке, впечатление усиливал вырытый по периметру дворца ров. Считается, что источником вдохновения Фельтена мог послужить шотландский замок Инверари Роджера Морриса, Робера Мили и Джеймса Адама.

Юрий Фельтен построил и так называемую Чесменскую церковь — готический храм Рождества Святого Иоанна Предтечи. Здание, образующее четырехлистник, было богато декорировано и завершалось готическими башенками-пинаклями.

БАБОЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ

Изначально этот дворец в Баболовском парке Царского Села был построен Ильей Нееловым (сыном архитектора Василия Неелова) для Екатерины II.

В 1785 году императрица пожаловала дворец своему фавориту Григорию Потемкину. Это было асимметричное одноэтажное здание с готическими зубчатыми окнами и башней с шатровой крышей. Помещение включало в себя восемь комнат.

В одной из них, круглом зале, была устроена купальня — позже, уже при Александре I, который поручил реконструировать дворец, там установили так называемую «царь-ванную» работы Самсона Суханова. Это была чаша, сделанная из цельного куска гранита, — ее диаметр составлял 5,33 метра, а глубина — 1,52 метра. К сожалению, это здание сильно пострадало в годы Великой Отечественной войны и превратилось в руины.

ЦЕРКОВЬ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В БЫКОВЕ

Одна из самых необычных российских церквей была построена по заказу владельца усадьбы Быково . По мнению исследователей, архитектором сооружения был Василий Баженов, который возвел на месте старой деревянной церкви новый готический храм.

Здание было построено из белого камня, его венчали готические башенки, а фасады украшали скульптуры. Самой же Владимирской иконе Божией Матери был посвящен только верхний, летний храм. Нижний был освящен в честь Рождества Христова.

АНСАМБЛЬ НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ В МОСКВЕ

Архитектурный ансамбль, возведенный в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора, прекратившего Русско-турецкую войну, стал первым опытом Василия Баженова в готике. Все здания были построены из дерева и покрашены в цвет камня, поэтому до наших дней они сохранились лишь в рисунках архитектора .

На них изображены окруженные колоннами павильоны, ростральные колонны со статуями Нептунов и обелиск. Каждый из павильонов был посвящен определенному городу, связанному с Русско-турецкой войной. В павильоне «Азов» проходили службы, в «Азов-Каланчи» — праздничные застолья, в «Таганроге» — ярмарка колониальных товаров, в «Керчи» и «Еникале» — балы и маскарады.

ПЕТРОВСКИЙ ПУТЕВОЙ ДВОРЕЦ В МОСКВЕ

Этот дворец Матвей Казаков построил по заказу Екатерины II после воздвижения ансамбля на Ходынском поле. Эклектичное здание объединило черты древнерусской и барочной архитектуры, но доминирующим был готический стиль.

Стрельчатые окна, пинакли (копьевидные башенки) над входом во дворец отсылали к стилистике средневековых замков, но по структуре здание было типичной усадьбой в стиле классицизм — главным домом с флигелями и парадным двором.

УСАДЬБА ЦАРИЦЫНО В МОСКВЕ

Изначально архитектурный ансамбль в Царицыно Екатерина II заказала Василию Баженову, и он спроектировал грандиозный парк и дворцовый комплекс в готическом стиле. Планировалось также строительство отдельного дворца для великого князя Павла Петровича и многочисленных построек для именитых гостей. Однако здание, сохранившееся до наших дней, было работой не Баженова, а его главного конкурента — Матвея Казакова.

Баженовские старания (архитектор даже продал свой дом, чтобы вложиться в это строительство) императрица не оценила. Она говорила некогда любимому зодчему, что недовольна недостаточно высокими потолками и узкими дверями. Но в действительности, как считают исследователи, ей не понравилось то, что Павлу предназначался отдельный дворец.

К этому времени отношения императрицы с сыном были холодны, поэтому ей не хотелось подчеркивать его наследное положение отдельным дворцом. А вот придуманный Казаковым вариант одного здания, состоявшего из двух частей, пришелся императрице по душе. Готический же стиль построек был сохранен — здания украсили стрельчатые арки и остроконечные пинакли.

Видео дня. На видео попал кот, поедающий арбуз
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео