Бертран Рассел о свободе совести, мысли и познания

Бертран Рассел (18 мая 1872 года — 2 февраля 1970 года) прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. Он был знаком с многими выдающимися деятелями прошлого века: от Александра Блока и Максима Горького (с которыми Рассел встретился во время своей поездки в молодую Советскую Республику) до Жан-Поля Сартра и Альберта Эйнштейна.

Он твердо отстаивал идеи пацифизма и антиклерикализма в своих трудах, выступая за свободу мысли и творчества. Философ был инициатором создания движения за ядерное разоружение.

За свои труды он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1950 году, а спустя тринадцать лет первым получил Иерусалимскую премию.

Мы отобрали пятнадцать цитат из книг этого выдающегося мыслителя:

— Величайшие преступления совершаются скорее от избытка, чем от недостатка; никто не становится тираном, чтобы не мерзнуть. «История западной философии»

— Совесть очень ненадежный советчик, поскольку состоит из смутных воспоминаний о наставлениях, услышанных в ранней юности; и она никогда не бывает умнее няньки или матери. «Почему я не христианин»

— Наука может ограничить знание известными пределами, но она не должна и не может ставить пределы воображению. «История западной философии»

— Если вы хотите стать философом, вы должны изо всех сил пытаться избавиться от воззрений, целиком зависящих от места и времени вашего обучения, от всего того, о чем вам говорят ваши родители и учителя. «Искусство мыслить»

— Всегда считалось правильным хвалить Платона, но не понимать его. Это общая судьба всех великих людей. «История западной философии»

— Некоторые дети имеют привычку мыслить — одна из целей образования состоит в том, чтобы избавить их от нее. «Почему я не христианин»

— Хорошему миру нужны бесстрашный взгляд и свободный разум. Ему нужна надежда на будущее, а не бесконечные оглядки на прошлое, которое уже умерло и, мы уверены, будет далеко превзойдено тем будущим, которое может быть создано нашим разумом. «Почему я не христианин»

— Большинство мужчин не осознает необходимости ухаживать за женой после вступления в брак. «Брак и мораль»

— Каждая нация стремится в школьных учебниках истории лишь к самовосхвалению. «Свободомыслие и официальная пропаганда»

— Мы до сих пор полагаем естественным для человека оставлять свое имущество своим детям, то есть мы принимаем принципы наследования в отношении экономической власти, тогда как отвергаем их в отношении власти политической. Политические династии исчезли, но экономические — сохранились. «История западной философии»

— До тех пор пока мир будет разделён на группы соперничающих милитаристских государств, передача государству функций воспитания детей, которые ранее принадлежали родителям, приведёт к усилению так называемого патриотизма, т. е. к добровольному желанию участвовать в уничтожении противника, которого указало правительство. Несомненно, так понятый патриотизм является страшной опасностью для существования цивилизации. «Брак и мораль»

— Часто сила зависит от общественного мнения, а общественное мнение в свою очередь — от пропаганды; правда также и то, что в пропаганде выгодно казаться добродетельнее своего противника, а один из способов казаться добродетельным заключается в том, чтобы действительно быть добродетельным. Вот почему иногда может случиться, что побеждает именно та сторона, которая обладает большей частью того, что широкие массы считают добродетелью. «История западной философии»

— Государство — это совокупность чиновников, разных в зависимости от поставленных целей, получающих приличный доход до тех пор, пока поддерживается status quo. Единственное изменение в status quo, которое они могли бы допустить, — это усиление бюрократии и власти бюрократов. Поэтому, естественно, они должны использовать все возможности, вплоть до вооруженных волнений, благодаря которым приобретается инквизиторская власть над их подчиненными, включая право заставлять голодать противостоящих им. Что касается духовной жизни и такого ее аспекта, как образование, здесь такое положение дел губительно. Оно уничтожает любые возможности прогресса, свободы и творческой инициативы. «Искусство мыслить»

— Если вы хотите увидеть другие страны, вам нужно путешествовать как бедняку, и в этом отношении, я думаю, найдется много хорошего сказать в защиту национализма. В защиту сохранения разнообразия — в литературе, в искусстве, в языке и во всех аспектах культурной жизни. Но когда национализм приходит в политическую жизнь, я думаю, он становится абсолютным злом. «Искусство мыслить»

— Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим. «Во что я верю»