Жан-Жак Руссо: о людях, свободе и государстве
Он был автором социально-политического трактата «Об общественном договоре», в котором изложена теория функционирования демократического государства, основанного на принципах народного суверенитета.
Наравне с трудами энциклопедистов, это сочинение во-многом подготовило французское общество к началу Революции 1789 — 1799 годов, ставшей переломным моментом в европейской истории Нового времени.
Как и его знаменитые современники (Вольтер, Дидро и Монтескьё), Руссо также был одним из крупнейших литераторов своего времени. Такие его романы, как «Юлия, или Новая Элоиза» и «Эмиль, или О воспитании», стали классикой французской сентиментальной прозы XVIII века.
Мы отобрали 12 цитат из сочинений писателя:
— Деньги, которыми обладаешь, — орудие свободы; деньги, за которыми гонишься, — орудие рабства. («Исповедь»)
— Мы опускаемся ниже животных, когда говорим для того, чтобы ничего не сказать. («Юлия, или Новая Элоиза»)
— Жизнь проносится мгновенно. Сама по себе она ничто, — вся ценность ее в том, как мы ею пользуемся. («Юлия, или Новая Элоиза»)
— Я никогда не думал, будто свобода человека состоит в том, чтобы делать, что хочешь: она в том, чтобы никогда не делать того, чего не хочешь... («Прогулки одинокого мечтателя»)
— Если б люди могли читать в сердцах друг друга, было бы больше желающих спуститься, чем жаждущих возвыситься. («Исповедь»)
— Старый друг, говорят, лучше новых двух, но ведь и новые друзья могут стареть и в дружбе другим не уступят. («Юлия, или Новая Элоиза»)
— Сила создала первых рабов, их трусость сделала их навсегда рабами. («Об общественном договоре»)
— Из тщеславия мы мерим сильные характеры по нашим слабостям и считаем пустой выдумкой те достоинства, коих за собой не знаем; из лени и порока утверждаем, что достоинства эти мнимые, а ведь, по мнению человека ничтожного, то, чего не встречаешь ежедневно, не встречаешь никогда. («Юлия, или Новая Элоиза»)
— Всё, что люди создали, люди могут и разрушить; неизгладимы лишь те черты, которые запечатлевает природа, а природа не создаёт ни принцев, ни богачей, ни вельмож. («Эмиль, или О воспитании»)
— Государство никогда не бывает богато, а народ всегда нищ. («Об общественном договоре»)
— Люди говорят, что жизнь коротка, а я вижу, что они силятся сделать ее такою. Не умея употреблять времени, она жалуются на его скоротечность, но я вижу, что для них оно течет слишком медленно. Вечно поглощенные предметом, к которому стремятся, они с сожалением смотрят на промежуток, отделяющий их от него: одному хочется, чтобы скорее было «завтра», другому — чтобы наступил следующий месяц, третий перенесся за десять лет; никто не хочет жить «сегодня», никто не доволен текущим часом; все находят, что он идет слишком медленно. («Эмиль, или О воспитании»)
— Первый, кто огородил клочок земли, осмелился сказать: «эта земля принадлежит мне», и нашёл людей, которые были настолько простодушны, чтобы поверить этому, был истинным основателем гражданского общества. Сколько преступлений, сколько войн, сколько бедствий и ужасов отвратил бы от человеческого рода тот, кто, вырвав столбы или, засыпав рвы, служившие границами, воскликнул бы, обращаясь к людям: «Берегитесь слушать этого обманщика! Вы погибли, если забудете, что плод принадлежит всем, а земля — никому!» («Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми»)