Как физики объясняют волю и свободу выбора?

МАРИЯ ТЕРЕНТЬЕВА

Ваш вопрос напрямую касается вопроса сознания, или даже интенциональности в широком смысле - каким образом что-то может быть "о чем-то", "для чего-то" и "с целью чего-то", каким образом существуют наблюдатели, репрезентации, функции, знаки и информация.

В 19 и 20 вв. в науке и философии господствовал редукционизм - в общем, точка зрения, что самого низкого описательного уровня явления (например, уровня элементарных частиц) достаточно для его полного и исчерпывающего описания. Стандартной тактикой ученых-редукционистов для обращения с вопросами об интенциональности, сознании и других вещах, которые не объяснял редукционизм, было заявить, что наука таким не занимается. Немало ученых и философов считают, что редукционизм не удовлетворяет многие дисциплины - в частности, биологию, не говоря уже о социальных науках. Редукционизму обычно противопоставляется эмерджентизм - группа теорий, сходящихся на том, что "целое это больше, чем сумма всех частей" - то есть, на высоких описательных уровнях явления появляются свойства, которые невозможно предсказать на низких описательных уровнях. Начиная примерно с 1980х существуют различные попытки решить вопрос совмещения физики и "интенциональности" в рамках эмерджентистского подхода - из физиков этим занимался, например, Хейнц фон Ферстер.

Для более подробного ознакомления с темой могу порекомендовать книги "Incomplete nature" Терренса Дикона, "Mind in life" Эвана Томпсона, а также курс Ричарда Винфилда archive.org - там есть список материалов для чтения.

Если говорить о теориях сознания, то их вот здесь thequestion.ru перечисляет Антон Кузнецов.