Что делать с перенаселением?

ДЕНИС ИВАНОВ

научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ

Честно говоря, потрясло количество ответов в духе 1970 года: "Экспоненциальный рост Перенаселение Эпидемии Голод МЫ ВСЕ УМРЕМ!!!111" Хотя нельзя отрицать возможность дефицита ресурсов, в особенности локального, и в целом негативных экологических последствий экономического роста, проблема роста населения в подавляющем большинстве стран уже давно отошла на второй план и постепенно сменяется проблемой старения населения. Причина - демографический переход.

В традиционном обществе (мальтузианском, в честь английского экономиста Томаса Мальтуса) рождаемость была очень высокой, но она регулировалась не менее высокой смертностью, в особенности младенческой и детской, так что население оставалось стабильным. В ХХ веке распространилась гигиена, появились антибиотики, улучшились общие экономические условия, так что смертность снизилась.

Однако, культурные нормы, как водится, не адаптировались к технологическим изменениям достаточно быстро, так что люди, особенно в сельской местности развивающихся стран, продолжали рожать много детей, тем более что некоторые государства (например, гитлеровская Германия, маоистский Китай) это поощряли. На почве этого многие учёные стали прикладывать линейку к тренду, экстраполируя текущие темпы роста на много поколений вперёд и приходя к выводу, что скоро наша планета будет напоминать станцию "Выхино" в 8 утра.

Многие правительства (тот же Китай после прихода к власти реформистов во главе с Дэн Сяопином, но также и Индия, Бразилия и многие другие), наоборот, начали закручивать гайки с целью ограничить рождаемость, иногда доходя до таких практик, как добровольно-принудительная стерилизация (этим прославилась, в частности, Индия при Индире Ганди).

Однако, спустя некоторое время эти усилия стали напоминать "организацию восхода Солнца вручную", т.к. по мере роста образования и появления экономических возможностей для женщин рождаемость стала снижаться (вторая стадия демографического перехода). Чтобы были понятны, масштабы процесса, приведу карту суммарного коэффициента рождаемости (СКР). Если говорить грубо, то отражает число детей, которых женщина родит за жизнь) по странам мира.

Хорошо видно, что никакого "десятка детей" уже давно нет нигде, за исключением Африки и отдельных "несостоявшихся государств" типа Ирака и Афганистана. Латинская Америка и Азия, включая наших южных соседей, имевших раньше высокие темпы роста населения, сейчас постепенно дрейфуют к рождаемости на уровне воспроизводства (~2,1). В целом по миру СКР составляет 2,5 (для сравнения, в 1970 году было 4,7).

Разумеется, всё сказанное не исключает возможности локальных кризисов, связанных с неурожаями, дефицитом пресной воды и т.д., но они связаны не с ростом населения как таковым, а с низким качеством государственного управления.