5 книг об Андрее Тарковском

4 апреля родился автор «Андрея Рублева» и «Сталкера», «Зеркала», «Соляриса» и «Ностальгии» Андрей Арсеньевич Тарковский. О нем историки кино говорят, пожалуй, чаще, чем о любом другом советском и российском режиссере.

Мы решили не переписывать в сотый раз биографию Андрея Арсеньевича, а предоставить слово людям, близко знавшим мастера.

Перед вами подборка книг, которые помогут вам глубже понять биографию и шедевры легендарного режиссера.

«Ностальгия. Андрей Тарковский»

Паола Волкова

_«Писать или составлять книги об Андрее Тарковском - труд неблагодарный и тяжелый. Объясняется это тем, что, во-первых, как всякий гений, он больше того, что вы можете написать и уж тем более вспомнить о нем. Все, что вы пишете или говорите, не больше вас, но не вровень с Тарковским»_, - рассказала Паола Волкова в предисловии к книге о великом режиссере.

В этот том вошли выдержки из документов Тарковского, фотографии и воспоминания о нем. Сборник «Ностальгия. Андрей Тарковский» увидел свет в 2008-м, спустя 22 года после смерти режиссера.

«Андрей Тарковский. Сталкер мирового кино»

Ярослав Ярополов

В канун тридцатилетия смерти Андрея Арсеньевича был выпущен еще один сборник, также составленный из воспоминаний.

На этот раз о режиссере говорили известные всей стране люди: поэт Андрей Вознесенский, кинооператор Вадим Юсов, кинорежиссер Михаил Ромм, актер и режиссер Николай Бурляев, композитор Эдуард Артемьев, актер Юрий Назаров, актрисы Алла Демидова, Валентина Малявина и многие другие.

Главы посвящены определенным периодам из жизни Тарковского и иллюстрированы либо личными фотографиями, либо кадрами со съемок.

«Собиратель снов Андрей Тарковский»

Лейла Александер-Гарретт

Много лет назад автор книги была переводчицей на последнем проекте Андрея Тарковского – «Жертвоприношение».

Лейла Александер-Гарретт оказалась свидетельницей самого, пожалуй, драматичного периода в жизни режиссера и в 2009 году решилась написать книгу о своем опыте общения с этим человеком. В 2017-м наше издательство подготовило переиздание ее воспоминаний.

_«…Выходит очень много книг про Тарковского, которые не соответствуют действительности. Я не хочу никого судить — каждый вправе распоряжаться своими знаниями, знакомствами, дружбой и писать что хочет, но я была в стороне. По крайней мере, пыталась. Книга не обо мне. Мне просто посчастливилось быть рядом с ним, со всей съемочной группой, быть участником этого волшебного процесса создания кино»_, - рассказала Лейла Александер-Гарретт в одном из интервью.

«7 1/2 или фильмы Андрея Тарковского»

Майя Туровская

Сборник рецензий известного критика и киноведа, дополненный архивными материалами и интервью с Андреем Тарковским.

В предисловии Майя Туровская призналась, что хотела опубликовать этот сборник еще в 1976 году. Спустя пять лет, в 1981-м, книга вышла в ФРГ и только после смерти Тарковского – в СССР.

«Теперь, когда Андрея Тарковского нет, его "вторая жизнь" только начинается. О нем пишут много, будут писать еще больше. Появятся его собственные публикации, воспоминания, исследования, научная биография наконец.

Наверное, начни я теперь, и у меня получилась бы другая история, наверное, более аналитическая, "но строк печальных не смываю". Пусть эта книга останется чем была: повременными впечатлениями зрителя. Всего лишь одного, но добросовестного. А значит, и свидетельством времени», - пишет Майя Туровская.

«Мартиролог»

Андрей Тарковский

Наверное, никто не расскажет о Тарковском лучше, чем он сам. В 2008 году на русском языке вышла книга дневников режиссера, изданная Международным Институтом имени Андрея Тарковского в Италии.

Рисунки и фотографии, иллюстрирующие этот том, воспроизведены по материалам флорентийского архива.

Помимо дневников «Матрилог» вошли тексты и переводы статей и материалов, написанных Тарковским.

_«Отец назвал свои дневники «Мартиролог» — перечень страданий. Он часто повторял фразу «мы не созданы для счастья, есть вещи важнее, чем счастье». Страницы «Мартиролога», — уникальное свидетельство жизни Андрея Тарковского, написанное его собственной рукой, — исповедь художника в поисках Пути и творческой Свободы; трогательное восхваление жизни, полное надежды и веры, даже перед лицом смерти, поскольку всё его творчество, его идеал, его жертва — не что иное, как крайний жест веры и надежды на Человека», - пишет сын режиссера_, Андрей Андреевич Тарковский.