«Катюша» и другие хиты Матвея Блантера
Матвей Блантер вспоминал, что он познакомился с музыкой лет в семь: увидел у соседки старый рояль — «и погиб».
Сначала он занимался с приходящей преподавательницей, потом поступил в музыкальное училище, работал концертмейстером в клубе воинской части.
В 17 лет Блантер уже писал музыку для своих первых песен.
Композитор вспоминал: «Одно могу сказать определенно, музыка — недуг, который поражает на всю жизнь. Разлюбить ее невозможно».
«ДЖОН ГРЕЙ»
В 1920-е годы Матвей Блантер работал в театре «Мастерская Н.М. Фореггера». Юный композитор писал танго, чарльстоны и песенки-фокстроты.
Первой стал «Джон Грей», потом появились «Фудзияма», «Багдад», «Сильнее смерти». Они сделали молодого композитора популярным.
«Художниками были 22-летний Сергей Эйзенштейн и 16-летний Сергей Юткевич, литчастью заведовал 24-летний Владимир Масс, музыкой — 17-летний Блантер». (Матвей Блантер)
«МАЛЬЧИШКУ ХЛОПНУЛИ В ИРКУТСКЕ»
В 1930–1931 годах характер песен «главного фокстротчика» Союза изменился. Его назначили руководителем музыкальной части в Магнитогорском драматическом театре.
Здесь он написал песни «Мальчишку шлепнули в Иркутске», «Песню о Магнитогорске», «Песню о Щорсе».
«Одним из первых зданий [в Магнитогорске]они возвели Драматический театр.
На премьеру спектакля шли со знаменами, как на праздник.
Билеты распределялись по бригадам — в качестве награды за выполнение плана.
На Магнитке я стал писать другие песни. Но первой, если можно так сказать, удачей моей считаю «Мальчишку хлопнули в Иркутске» на стихи Иосифа Уткина, написанную в тридцать первом году». (Матвей Блантер)
«ПАРТИЗАН ЖЕЛЕЗНЯК»
Балладу «Партизан Железняк» Матвей Блантер создал для конкурса советской песни, который проводила газета «Правда».
Слова к ней написал поэт Михаил Голодный, а вот мелодий в редакцию пришло 389 вариантов.
«Я «опубликовал» свою песню — ее исполнили по радио сначала Дмитрий Головин, потом Лидия Русланова, которая пела ее долго и успешно». (Матвей Блантер)
«КАТЮША»
«Катюша» появилась в 1938 году. Слова к песне написал поэт Михаил Исаковский.
Как он позже вспоминал, сначала родились первые восемь строк, а потом работа приостановилась: «Я не знал, что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти «на высокий берег, на крутой» и запеть песню».
Вскоре он познакомился с Матвеем Блантером, который сразу же написал музыку — специально для этих восьми строчек.
Композитор торопил поэта с текстом, а тот все никак не мог определиться, что же «делать с Катюшей».
В результате родилось около семи вариантов окончательной песни.
Блантер и Исаковский выбрали из них один.
Впервые «Катюша» прозвучала в Москве, на первом концерте Государственного джаз-оркестра. Ее спела Валентина Батищева.
«Когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». (Матвей Блантер)
«ЖДИ МЕНЯ»
В январе 1942 года Константин Симонов подарил Блантеру сборник своих стихов «С тобой и без тебя».
Композитор прочитал его и написал сразу три песни — «Застольную», «Песенку о чемодане» и «Жди меня».
В это время Матвей Блантер жил в гостинице «Москва».
Туда поселили многих композиторов и писателей, в домах которых не работало отопление.
Едва закончив «Жди меня», Блантер пошел в холл, чтобы наиграть мелодию на рояле.
У инструмента собрались слушатели, а вскоре песню пели уже хором.
_«Много песен у меня и на стихи Константина Симонова. <…> Я всегда ощущал его теплое к себе отношение, любил его, как и сейчас люблю, хотя нет его уже на свете, но и предположить не мог, что напишу несколько очень дорогих мне песен на его стихи» (Матвей Блантер)_
«КАК СЛУЖИЛ СОЛДАТ»
К пьесе Константина Симонова «Жди меня» Матвей Блантер написал еще несколько песен. Среди них было произведение «Как служил солдат» — композитор считал его одним из своих любимых.
Песню, «словно сохранившуюся с давней войны», он задумал на одной из репетиций, и времени на ее написание было очень мало.
«Утром приезжаю к Симонову с готовой мелодией, он мне дает готовые стихи. Я прочел их, положил на рояль и спел песню. Выясняется, что то и другое написано абсолютно в одном и том же размере. Песня эта — «Как служил солдат» — многими считалась и до сих пор считается народной». (Матвей Блантер)
«ПОД ЗВЕЗДАМИ БАЛКАНСКИМИ»
Идея песни «Под звездами балканскими» появилась у Матвея Блантера в 1944 году, когда советские войска освобождали территорию Болгарии.
Композитор наткнулся на газетный очерк о ней и решил написать песню о далекой стране, в которой советские солдаты скучают по своей родине.
«Позвонил Исаковскому и предложил: вот бы написать песню о Болгарии, о том, что она — хороша, но дома все-таки лучше...
Поздно вечером возвращаюсь домой, сестра передает мне стихи, написанные Михаилом Васильевичем.
_Смотрю их и понимаю: совсем не то, о чем я думал. <…> И вдруг звонит Исаковский и диктует мне совершенно новый текст, именно тот самый, что стал песней «Под звездами балканскими»..._
Вот такое у поэта было удивительное чувство песни!» (Матвей Блантер)
«ПЕСЕНКА ВЛЮБЛЕННОГО»
С поэтом Михаилом Светловым Блантера познакомил Владимир Маяковский — еще в 1926 году.
В Москве они дружили, часто виделись в писательском клубе, Доме актера.
Позже Блантер и Светлов встретились на фронте и специально поселились вместе, чтобы написать несколько песен.
«Если расценивать по шкале популярности, что, на мой взгляд, далеко не равнозначно истинной ценности, то песни, которую запели бы все, у нас так и не сложилось.
Тем не менее я очень люблю нашу маленькую серенаду — «Песенку влюбленного». Она мне дорога, потому что очень дорог Светлов». (Матвей Блантер)
«ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ»
Песню на стихи Михаила Исаковского задумал написать Александр Твардовский. Он же попросил Матвея Блантера написать музыку.
«Он говорит взволнованно: «Идите скорее к Мише, он написал замечательные стихи. Убежден, что, если Вы возьметесь, получится песня, что надо...»
_Поднялся я к Исаковскому, и он мне прочитал... <…> А потом как бы даже извинился: «Очевидно, Саша ничего в этом деле не понимает. Здесь слов — целая простыня. В какую же песню все это влезет?» (Матвей Блантер)_
Песню композитор написал буквально за час. Ее исполняли друзья и знакомые, даже спел по радио артист Владимир Нечаев. Но вскоре песню запретили.
Михаил Исаковский вспоминал: «Это был какой-то психоз, наваждение. В общем-то неплохие люди, они, не сговариваясь, шарахнулись от песни.
Был один даже — прослушал, заплакал, вытер слезы и сказал: «Нет, мы не можем». Что же не можем? Не плакать? Оказывается, пропустить песню на радио «не можем».
Песня вернулась к слушателям только в 1960 году. Марк Бернес спел ее на большом сборном концерте, после которого ее стали включать во многие музыкальные программы.
«МЫ ИДЕМ ОТ ЗАВОДОВ И ПАШЕН»
Первую песню на стихи Ильи Сельвинского Матвей Блантер создал для одного из спектаклей Театра имени Евгения Вахтангова.
Его ставил главный режиссер театра Рубен Симонов. Для постановки был нужен финальный марш — Симонов пригласил композитора на репетицию и предложил стили Ильи Сельвинского.
«Получил я стихи: «Мы идем от заводов и пашен...» — поэтичные, благородные, есть в них движение, порыв. Словом, марш я сочинил, спел его труппе — приняли хорошо». (Матвей Блантер)
После марша Блантер написал для постановки еще несколько произведений: «Что взгрустнулося тебе?», «Эй, буран» и песню «Кони-звери», которую композитор услышал во сне.
В 1966 году появился еще один советский хит на стихи Сельвинского — «Черноглазая казачка».