Почему фараоны никогда не улыбались
Аменхотеп III был одним из величайших правителей Древнего Египта. Страна достигла при нем расцвета: возводились огромные статуи и великолепные храмы, золото текло рекой, не было недостатка в хлебе, пиве и рабах.
Фараон и его приближенные жили в холе и неге. Однако изучение его мумии показало недавно, что жизнь Аменхотепа была сплошной пыткой: каждый кусок пищи вызывал мучительную боль.
Его зубы (те, которые еще оставались) сгнили до корней. Но почему он не обращался к врачам?
Вопреки распространенному даже в научных книгах мнению, в Древнем Египте не было стоматологии.
Исследование более 500 египетских черепов из музейных коллекций, проведенное англичанкой Джудит Миллер, переквалифицировавшейся из зубного хирурга в египтологи, выявило ужасающую картину состояния зубов древних египтян.
На челюстях не обнаружено никаких следов лечебного воздействия. Так что если у кого-то из жителей богатейшей и культурнейшей империи начинали болеть зубы, оставалось только сжать их и терпеть.
Исследованы черепа детей и взрослых за период от додинастических времен (6000 лет назад) до оккупации Египта римлянами (2000 лет назад).
Почти во всех черепах не хватает хотя бы одного зуба, а оставшиеся стерты до пеньков и изъедены кариесом.
Во многих случаях видны следы абсцессов или хронической инфекции челюстных костей. Но основным стоматологическим бедствием на протяжении почти всей истории Египта был износ зубов.
Чем же питались египтяне тысячи лет назад? Об этом можно узнать по содержимому мусорных куч и свалок, раскопанных археологами, из папирусов с перечислением съестных припасов, отпущенных для питания солдат и рабов, из надписей на стенах храмов, где перечислены припасы, предложенные в жертву богам, и, наконец, о диете египтян можно судить по пище, запасавшейся в пирамидах для загробной жизни похороненных.
До возникновения государства с династиями фараонов кочевники добывали пищу охотой, рыболовством и собирательством. В рационе было много белков.
Около 4000 года до н.э. люди начали оседать по берегам Нила и браться за полеводство, что привело к увеличению доли углеводов в питании.
К появлению первых фараонов египтяне уже выращивали ячмень и примитивную пшеницу-двузернянку, овощи, бобовые культуры, фруктовые деревья. Держали скот, пили молоко, возможно, делали сыр.
В рационе простого человека мясо было редкой роскошью, но фараоны и придворные потребляли много говядины.
При такой здоровой диете что могло портить зубы? Основным виновником износа был хлеб. Его выпекали из мелких зерен примитивного предка современной пшеницы, смолотых сначала в ручных каменных мельницах, потом - жерновами из песчаника.
В любом случае хлеб содержал мелкий песок от жерновов, песок пустыни залетал в тесто при обработке и выпечке, так как пекарни находились прямо под открытым небом. А иногда песок нарочно добавляли к зерну, чтобы улучшить его перемалывание и получить более мелкую муку. Такой хлеб нещадно истирал зубы.
Кроме того, хлебный мякиш из двузернянки был очень липким. Он долго оставался на зубах и застревал между ними, давая приют микробам, вызывающим кариес. А чистить зубы египтяне еще не додумались.
С появлением греческой династии Птолемеев в начале IV века до н.э. в Египет пришла более высокая греческая культура производства муки и хлебопечения. Пшеницу-двузернянку сменила близкая к современным сортам твердая пшеница, хлеб стал мягче и не таким липким.
Но с установлением государства Птолемеев появился еще один бич для зубов - мед. До того собирали мед диких пчел, он из-за своей редкости высоко ценился, но был доступен в основном фараонам и жрецам.
Так что Аменхотеп III ел абразивный и липкий хлеб с не менее липким медом. Но, когда в Египте завелись пасеки, медом смогли баловаться и те, кто до тех пор удовлетворял любовь к сладкому финиками и фигами.
Так что истирание зубов ослабло, а кариес усилился.
Из папирусов известны имена семи зубных врачей, причем шесть из них жили в Древнем царстве (2800-2250 годы до н.э.), а седьмой - на полторы тысячи лет позже. Чем они занимались - неясно, возможно, заговаривали зубы заклинаниями или предлагали отвары из растений, способные ослабить зубную боль.
В начале ХХ века немецкие археологи нашли в одной из египетских гробниц два человеческих зуба, соединенных золотой проволокой, и предположили, что это зубопротезный мост. Но, скорее всего, это был просто амулет, который носили на одежде. Во всяком случае, на изученных Миллер черепах нет никаких следов искусства дантистов.
Даже в тех случаях, когда источенный болезнями зуб еле держался в челюсти, его не удаляли, хотя это могло избавить пациента от мучений.