Как Савонарола боролся с тщеславием
Роскошь — это излишества в комфорте и удовольствиях. Предметы роскоши могут позволить себе только состоятельные люди, что рождает расслоение общества и зависть. В XV веке во Флоренции проповедник Джироламо Савонарола боролся с этой несправедливостью, устраивая «костры тщеславия».
«Костром тщеславия» называли процедуру сожжения светских книг, музыкальных инструментов, игральных карт и костей, парфюмерных продуктов, богатых нарядов и зеркал, конфискованных у граждан Флоренции по наставлению религиозного реформатора Джироламо Савонаролы.
Джироламо Савонарола был итальянским монахом и реформатором 1494−1498 годов. В 1490 году был вызван Лоренцо Медичи из Генуи во Флоренцию, где занял кафедру учителя в Сан-Марко. Монастырь быстро наполнился светскими слушателями.
Успех его проповедей был необычайным, людям не хватало места. В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Святого Писания. В своих учениях он, с особой одержимостью, порицал богатство и роскошь во всех проявлениях.
В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Местный правитель был изгнан как изменник. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции.
Савонарола указывал на несправедливое расслоение социальных слоев, имея в виду богачей. На его стороне были люди из простонародья, которых называли «плаксами». Чтобы исправить это, он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей. Предметы роскоши эпикурейцев предавались торжественному сожжению на городских улицах и площадях. Это были те самые «костры тщеславия».
Самая пышная церемония такого рода была проведена на городской площади в «Жирный вторник», 7 февраля 1497 года. Согласно преданию, в этот день были сожжены книги «Декамерон», Овидий и другие. А художник Сандро Боттичелли самолично бросил в костер несколько лучших своих полотен на мифологические темы.