История пудры: от свинцовых белил до «блинчика» Max Factor
С глубокой древности и до наших дней женщины пользуются косметикой. Не мудрено, что многие продукты, наполняющие косметички современных женщин, были изобретены не одно столетие назад. «Апрель» совместно с интернет-магазином оригинальной парфюмерии и косметики AllureParfum.ru разбирается в истории двух популярных косметических средств – пудры и тонального крема.
1. Древний Египет
Принято считать, что пудру, как и многие другие косметические средства, изобрели в Древнем Египте. В гробницах египетской знати археологи находят множество глиняных баночек с различными красками для лица.
Наряду с цветными тенями, подводкой для глаз и бровей, в арсенале красавиц из долины Нила также присутствовала рассыпчатая пудра, с помощью которой девушки защищали нежную кожу от палящих солнечных лучей и заодно придавали лицу приятный матовый оттенок.
Согласно самой распространенной версии, основой для египетской пудры служила сухая белая глина или мел. Однако есть все основания предполагать, что кроме подобного рецепта существовало множество других способов приготовления продукта: якобы в косметичке царицы Клеопатры была пудра, сделанная из высушенного крокодильего помета, а также пудра с перламутром (растертыми в порошок раковинами моллюсков).
2. Древняя Греция и Рим
Греки, унаследовавшие косметологические премудрости египтян, использовали в приготовлении пудры белую глину, мел, гипс, разбавляя получившийся порошок небольшим количеством охры, чтобы макияж смотрелся более естественно. Чрезмерно яркий, нарочитый мейкап был у эллинов не в почете.
Римляне, напротив, стремились сделать лица своих женщин как можно более бледными. Они усовершенствовали греко-египетскую рецептуру, добавив к мелу свинцовых белил, получаемых, по свидетельству Плиния Старшего, «действием острейшего уксуса на мельчайшие свинцовые оскребки». Кроме того, в состав римской «основы» входил мед, растительные или животные жиры. Получившийся «тональник» толстым слоем наносили на лицо, шею и даже плечи.
Было бы ошибкой считать, что римляне не понимали опасность подобной косметики. Тот же Плиний, например, со страниц своих трудов не раз предупреждал модниц о последствиях злоупотребления свинцом.
К счастью, ядовитая пудра была по карману далеко не каждой римлянке. Девушки «из простых» обходились старыми, проверенными средствами – мелом и мукой.
3. Древний Китай и Япония
Больше других древних о белизне женского лица заботились японцы и китайцы. Азиатские красавицы наносили свой «тональник» таким толстым слоем, что тот мешал работе лицевых мышц. После снятия макияжа девушкам приходилось растирать лицо шелковым лоскутом – для восстановления кровообращения и регенерации кожи.
Как и в других регионах, в Азии косметику изготовляли из того, что было под рукой. Поэтому долгое время основой для местной пудры служила рисовая мука. Ближе к XVI веку на Востоке появились белила на основе свинца – вероятно, одно из последствий европейской экспансии в Китай и Японию.
Причем страдали от последствий отравления тяжелыми металлами в Азии не только женщины: предельно высокий уровень свинца был зафиксирован при анализе костей самураев, гримировавшихся для устрашения врагов.
4. Эпоха Возрождения
С завершением темного Средневековья, наложившего вето на использование декоративной косметики, Европа вернулась к античному восприятию красоты. Ученые мужи принялись восстанавливать древние рецепты красок и мазей, а женщины получили возможность совершенно легально, без опаски за собственную жизнь, пользоваться пудрой, румянами, помадой.
Правда, первое время белоснежная пудра и тон не пользовались большой популярностью у европейских красавиц. В моде была естественность, а лица большинства знатных особ в то время сохраняли свою бледность без всяких белил – какой уж тут загар, если круглыми днями сидишь в замке.
По-настоящему актуальной белоснежная пудра стала ближе к XVI столетию. Аристократы той эпохи стремились подчеркнуть не только белизну, но и нежность, прозрачность собственной кожи. Говорят, британская королева Елизавета I прорисовывала очертания сосудов поверх слоя белил, а чтобы придать лицу гладкость «лакировала» мейкап яичным белком.
Примерно в это же время, кроме римской свинцовой пудры, на прилавках магазинов появилась новинка – пудра на основе мышьяка. Понадобилось совсем немного времени, чтобы модницы заметили, каким эффектом обладает подобная косметика: некая госпожа Туфания, владелица косметической лавки из Палермо, существенно повысила собственных доход, консультируя несчастных в браке женщин.
Она рассказывала клиенткам, какие места следует хорошенько припудрить, чтобы поскорее избавиться от надоевших супругов.
6. XVII – XVIII века
В XVII столетии, благодаря усилиям отважных путешественников, европейцы узнали рецепт безопасной азиатской пудры на основе рисовой муки. Однако это открытие не заставило знатных дам отказаться от свинцовых белил. Растительную пудру стали использовать для отбеливания пышных париков, которые в те годы как раз начали входить в моду.
По легенде, традиция напудривать парики появилась во Франции в годы правления Людовика XIII. Монарх издал указ, согласно которому парики из дефицитных светлых волос могли носить только члены королевской фамилии. Однако придворные не растерялись и стали маскировать свои темные «локоны» с помощью пудры.
XVIII столетие стало «золотым веком» в истории пудры. Сливки общества водружали на головы гигантские парики, уложенные в хитроумные прически, и покрывали себя пудрой буквально с макушки до пят.
Так описывал туалет знатной дамы той эпохи автор заметок об истории Петербурга Михаил Пыляев: «Употребляли пудру разных цветов — розовую, палевую, серенькую, а-ля ваниль, а-ля флер де оранж, миль флере... Некоторые имели особые шкафы, внутри пустые, в которых пудрились, барыня влезала в шкаф, затворяла дверцы, и благовонная пыль нежно опускалась на голову...».
Чтобы пудра не осыпалась на одежду, для защиты последней были придуманы специальные чехлы, снимавшиеся только перед приемом или балом.
7. XIX век
Век париков закончился вместе с Великой французской революцией. XIX столетие, прошедшее под знаком английской королевы Виктории, не было особенно благосклонно ни к пудре, ни к другой декоративной косметике.
К счастью, даже в эту пуританскую эпоху оставались женщины, которые по долгу службы не могли отказаться от макияжа. Речь идет, конечно, об актрисах. Именно они были проводниками нововведений в косметической отрасли. Например, звезда французского театра Элиза Рашель создала пудру желтоватого оттенка, подкрасив белый состав жженым сахаром.
Активно пропагандировали использование декоративной косметики Элеонора Дузе и Сара Бернар. Актрисы не стеснялись появляться накрашенными даже за пределами сцены, постепенно подводя остальных женщин к идее о том, что мейкап – это не так уж и плохо.
8. XX век
На рубеже столетий косметическая промышленность совершила настоящий прорыв. Из рецепта пудры, наконец, исчез ядовитый свинец, на его место пришли безвредные окись цинка и тальк, который первоначально использовался в качестве детской присыпки.
В 30-е годы XX века, когда под влиянием кинематографа декоративная косметика снова прочно обосновалась в дамских сумочках, была разработана современная пудреница с зеркальцем и спонжем внутри.
А в 1936 году бренд Max Factor, специализирующийся на изготовлении киношного грима, представил публике Pan-Cake – первый современный тональный крем натурального оттенка, запечатанный в круглую плоскую коробочку, напоминающую блинчик.