Петр Фрезе: пионер русского автомобилестроения

В 1896 году публике был представлен первый российский серийный автомобиль. Его сконструировали инженеры Петр Фрезе и Евгений Яковлев. Машина стоила вдвое меньше, нежели чем аналогичные автомобили зарубежного производства – 1500 рублей. Несмотря на низкую цену, воротилы российской промышленности изобретением не заинтересовались.

Однако Фрезе не оставил идею серийного выпуска легковых и грузовых автомобилей. Автобусы, троллейбусы, почтовые автомобили-фургоны, пожарные машины – под руководством Фрезе работали талантливые инженеры, претворявшие в жизнь самые смелые по тем временам идеи.

Конструктор родился в дворянской семье в Санкт-Петербурге в 1844 году. Способный юноша поступил в Петербургский горный институт. Наука давалась ему легко, однако со своим признанием он до конца не определился. Проектирование горнодобывающей техники виделось ему не самым интересным занятием, поэтому вскоре после окончания института он поступил на службу в экипажную фабрику.

Молодой человек показал себя деятельным и инициативным сотрудником, руководство давало Фрезе самые интересные и сложные задачи. Со временем хозяин фабрики сделал юношу своим компаньоном. В начале 1880-х Павел Александрович отправляется в свободное плавание и открывает «Экипажную фабрику Фрезе и К». Он привлекает к работе талантливого инженера Евгения Яковлева, который занимался разработкой двигателей.

В 1893-м разработки Фрезе и Яковлева были представлены на Всемирной выставке в Чикаго. Инженеры получили бронзовую медаль. Тремя годами позже в Петербурге был испытан первый русский автомобиль.

На мероприятии присутствовал Николай II, событие широко освещалось в прессе. Вес конструкции составлял около 300 килограмм, ее прообразом стал «Бенц Вело», произведенный в Германии. Мощность двигателя — до 2 л. с. Машина могла развивать скорость до 20 километров в час. Была предусмотрена испарительная система, предотвращавшая нагревание двигателя. В качестве теплообменников использовались латунные баки — они находились в задней части корпуса. Коробка передач у детища Фрезе схожа с коробкой автомобиля «Бенц Вело».

В машине стояло электрическое зажигание, выполненное при помощи батареи и индукционной катушки. В распоряжении водителя находилось два тормоза — ножной и ручной. После нажатия на ручной тормоз к шинам задних колес прижимались резиновые бруски. Лаконичный облик машины завершал двухместный кузов, выполненный из дерева.

«По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской», — гласила одна из заметок, опубликованных по случаю презентации технического чуда.

Стоимость автомобиля была намного ниже, нежели чем машин иностранного производства. Тем не менее, российские промышленники отнеслись к разработке с недоверием. Однако Фрезе в его начинаниях поддержал сам государь. В 1899 году Николай II одобрил продолжение разработок.

В июле 1899-го Петр Александрович получил следующую бумагу: «Государь Император Устав Акционерного общества постройки и эксплуатации экипажей и автомобилей «Фрезе и К°" рассмотрел и Высочайше утвердить соизволил в Петергофе в 11 день июня 1899 года».

Первые отечественные электромобили имели два электродвигателя и две системы торможения. Их максимальная скорость составляла 37 км/час. После смерти Яковлева Фрезе заключил договор с французской компанией, чтобы наладить выпуск моторов. Начиная с 1901 года, Петр Александрович закупал в Париже коробки передач и моторы, а кузов и ходовую часть создавал на своем предприятии.

Под руководством Фрезе были сконструированы автомобили-фургоны, пожарные машины и автомобили скорой помощи. Часть из машин была закуплена военным министерством.

В 1910 году Петр Александрович продал свою фирму, отошел от дел и поселился в Тверской губернии, где и проживал до последних дней. Изобретатель скончался 24 апреля 1918 года.