Музейные коллекции российских предпринимателей
Коллекционирование и меценатство были довольно распространенными увлечениями представителей просвещенного купеческого сословия.
Благодаря их стараниям сегодня в России находится одно из лучших в мире собраний живописи импрессионизма и постимпрессионизма, сохранены старинные театральные раритеты, сосредоточены в одном месте шедевры отечественного изобразительного искусства. «Культура.РФ» выбрала лучшие купеческие коллекции, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА
Главный театральный музей страны обязан своим появлением известному московскому купцу и меценату Алексею Бахрушину. Любивший постановки Малого с участием Марии Ермоловой, Прова Садовского и Александра Ленского, однажды он поспорил со своим двоюродным братом, скупавшим у антикваров разные театральные редкости, что за месяц соберет коллекцию куда большую. Пари Бахрушин выиграл — с этого и началась коллекция основанного им позднее музея.
Первым экспонатом его собрания стала серия портретов крепостных актеров шереметевского театра в Кускове, автором которой была художница Марианна Кирцингер. Впоследствии Бахрушин активно покупал программы спектаклей, фотографии с автографами, тетрадки с текстами ролей, детали костюмов и реквизит.
11 июня 1894 года его коллекция впервые была показана публике — любой желающий мог посмотреть это собрание в доме его родителей в Кожевниках. Через два года коллекция получила свое здание — она расположилась в новом доме Бахрушина в районе Зацепского вала. Это здание он вместе с коллекцией подарил Российской академии наук в 1913 году.
После революции Бахрушин не эмигрировал, он остался в Москве и до конца своих дней был директором своего музея. Сегодня фонды музея насчитывают около полутора миллионов единиц хранения.
Среди них архивы и рукописи Грибоедова, Щепкина, Шаляпина, Немировича-Данченко и др.; театральные эскизы Врубеля, Бакста, Коровина, Рериха и др.; афиши Сомова, Альтмана, братьев Васнецовых; мемориальные вещи актеров, их личные фотоколлекции и многое другое.
МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ПАВЛА И СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧЕЙ ТРЕТЬЯКОВЫХ

Лучшее частное собрание отечественной живописи — коллекция Павла Третьякова, купца, владельца торгового дома «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин», берет свое начало в 1856 году, когда Третьяков приобрел первые картины — «Искушение» Николая Шильдера и «Стачку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Впоследствии он активно покупал работы Алексея Саврасова, Михаила Клодта, Василия Перова, Ивана Шишкина.
Третьяков не только приобретал уже написанные картины, он заказывал новые — для галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры он попросил Перова и Крамского написать портреты лучших писателей того времени — Островского, Достоевского, Тургенева, Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.
В 1870-е Третьяков активно поддерживал Товарищество передвижных художественных выставок, где покупал большую часть картин. В 1872 году началось строительство первых музейных залов, которые были пристроены к жилым помещениям в доме Третьякова в Лаврушинском переулке.
В 1892 году после смерти брата, попросившего в завещании передать принадлежавшую ему коллекцию картин городу, Павел Третьяков подарил свою галерею вместе со зданием Москве. Он был назначен ее попечителем, а галерее было присвоено его с братом имя.
В 1898 году Павла Третьякова не стало. Он завещал огромные средства на приобретение новых картин, а также подарил еще один дом для расширения галереи. Сегодня Государственная Третьяковская галерея — это одно из крупнейших собраний русской живописи.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ПЛАТОНОВИЧА СУКАЧЁВА
Владимир Сукачёв, унаследовавший большое состояние своего деда — купца Иннокентия Трапезникова, не стал продолжать его дело, а сосредоточился на благотворительности и коллекционировании.
Он купил усадьбу со специальным зданием для своего собрания живописи. В его собрании были картины Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, копии шедевров западноевропейской живописи. Посетить галерею мог любой желающий.
Когда же Владимир Сукачёв переехал в Петербург, он подарил свою галерею городу. Она стала основой Иркутского художественного музея, который сегодня носит имя Владимира Сукачёва. Сегодня это богатейшее собрание живописи в Сибири.
ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЩУКИНА
Наследник состояния богатейшего купца Ивана Щукина, Петр Иванович был заядлым коллекционером. Его страстью были русские древности, хотя он собрал и довольно внушительную восточную коллекцию. Собрание Щукина было настолько велико, что для него в 1892 году было выстроено целое здание на Малой Грузинской улице.
В 1895 году частный музей Петра Ивановича Щукина открыл двери для посетителей. В 1905 году Петр Щукин передал свою коллекцию городу. На тот момент его коллекция насчитывала 22 тысячи предметов. Она стала отделением Императорского Российского исторического музея имени императора Александра III — Музеем Петра Щукина. До конца своих дней Щукин оставался попечителем музея.
Сегодня азиатская часть коллекции находится в Музее Востока, остальные предметы так и составляют коллекцию Исторического музея. Среди самых интересных экспонатов его собрания: пелена Елены Волошанки — вышивка конца XV века с изображением выноса иконы Богоматери Одигитрии; радищевский список «Путешествия из Петербурга в Москву»; письма Ивана Тургенева. В первоначальном здании музея Щукина находится Государственный биологический музей им. Тимирязева.
ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ НОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ЩУКИНА

Сергей Щукин, брат Петра Ивановича, также был очень увлечен коллекционированием. Сначала он полюбил французских импрессионистов — Камиля Писсарро, Клода Моне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега. Следующим увлечением Щукина стали постимпрессионисты — Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Руссо.
Щукин не только покупал картины, он их заказывал — особенно активно французскому художнику Анри Матиссу (в частности, прославленные «Танец» и «Музыка» из современного собрания Государственного Эрмитажа). При пополнении своего собрания Сергей Щукин следовал следующему принципу: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее».
Дом Щукина в Знаменском переулке был буквально музеем современного искусства — картины занимали все стены. Посмотреть коллекцию мог любой желающий — достаточно было лишь записаться по телефону, при этом зачастую экскурсии проводил сам хозяин дома. Перед революцией коллекция Сергея Щукина насчитывала 256 картин.
В 1918-м все они были национализированы. Коллекцию Щукина назвали первым музеем новой западной живописи и сделали общедоступной. Сергей Щукин некоторое время был директором и хранителем музея, но вскоре покинул страну. Его коллекция была объединена с коллекцией Ивана Морозова в Государственный музей новой западной живописи, а в 1948 году ее распределили между ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем.
КУСТАРНЫЙ МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ТИМОФЕЕВИЧА МОРОЗОВА
Сергей Тимофеевич Морозов происходил из известного московского купеческого рода, одной их самых богатых династий в России. Но семейные дела его несильно интересовали, его страстью был Кустарный музей. Сам музей был основан еще в 1882 году по инициативе земского собрания. Однако первые годы он работал не слишком успешно. Настоящее развитие музея началось лишь с приходом Сергея Морозова в 1889 году.
Сергей Морозов не только грамотно управлял музеем, он вкладывал в него свои собственные средства: построил здание для музея в Леонтьевском переулке, организовал кустарные мастерские в Подмосковье (корзиночную в Голицыно и игрушечную в Сергиевом Посаде), финансировал командировки специалистов по кустарным промыслам за границу. Передал он в музей и свою собственную коллекцию декоративно-прикладного искусства ХVII–ХIХ веков, составившую раздел «русской старины».
При Морозове в музее был организован «музей образцов» под началом Николая Бартрама, который разрабатывал образцы изделий для промыслов и собирал их коллекцию. С музеем образцов сотрудничали братья Васнецовы, Александр Головин, Василий Поленов.
После революции 1917 года владения и имущество Морозовых были национализированы, а сам Сергей Тимофеевич жил и работал в качестве консультанта по кустарному делу в здании Кустарного музея. Сегодня этот музей является частью Всероссийского музея народного и прикладного искусства.
ВТОРОЙ МУЗЕЙ НОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЖИВОПИСИ
Иван Абрамович Морозов принадлежал к «тверской» ветви купеческой семьи Морозовых. Как и все в его семье, Иван Абрамович имел хороший художественный вкус — рисовал сам (в детстве его учил живописи сам Константин Коровин) и увлекался коллекционированием. Поначалу его интересовали русские художники.
Однако с 1903 года он переключился на западноевропейскую живопись — его первой покупкой стала картина «Мороз в Лувесьенне» Альфреда Сислея. Морозов начал активно ездить в Париж, где он покупал работы Гогена, Моне, Ван Гога, Матисса, Ренуара, Пикассо, по-настоящему увлекся творчеством Сезанна. Перед революцией его западноевропейская коллекция насчитывала около 250 полотен.
Довольно внушительно было и его русское собрание с картинами Врубеля, Коровина, Кустодиева, Серова и других художников. Особняк на Пречистенке он перестроил под свою коллекцию: для лучшего освещения картин по проекту Льва Кекушева в крышу здания был врезан стеклянный фонарь.
Осмотреть коллекцию Морозова мог далеко не любой желающий. Нужно было личное знакомство или рекомендация. После революции коллекция Ивана Морозова была национализирована — вслед за щукинским собранием она стала «вторым музеем новой западной живописи». Ее бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции.
Однако Иван Морозов недолго выполнял возложенные на него обязанности — в 1919 году он вместе с женой и дочерью эмигрировал в Париж. В 1948 году его коллекция, как и щукинская, была распределена между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина.