Истории
Люди
Вещи
Безумный мир
Места
Тесты
Фото

Музейные коллекции российских предпринимателей

Коллекционирование и меценатство были довольно распространенными увлечениями представителей просвещенного купеческого сословия.

Благодаря их стараниям сегодня в России находится одно из лучших в мире собраний живописи импрессионизма и постимпрессионизма, сохранены старинные театральные раритеты, сосредоточены в одном месте шедевры отечественного изобразительного искусства. «Культура.РФ» выбрала лучшие купеческие коллекции, которые сегодня можно увидеть в российских музеях.

ТНЫЙ МУЗЕЙ АЛЕКСЕЯ БАХРУШИНА

Главный театральный музей страны обязан своим появлением известному московскому купцу и меценату Алексею Бахрушину. Любивший постаучоловой, Прова Садовского и Александра Ленского, однажды он поспорил со своим двоюродным братом, скупавшим у антикваров разные театральные редкости, что за месяц соберет коллекцию куда большую. Пари Бахрушин выиграл — с этого и началась коллекция основанного им позднее музея.

Первым экспонатом его собрания стала серия портретов крепостных актеров шереметевского театра в Кускове, автором которой была художница Марианна Кирцингер. Впоследствии Бахрушин активно покупал программы спектаклей, фотографии с автографами, тетрадки с текстами ролей, детали костюмов и реквизит.

11 июня 1894 года его коллекция впервые была показана публике — любой желающий мог посмотреть это собрание в доме его родителей в Кожевниках. Через два года коллекция получила свое здание — она расположилась в новом доме Бахрушина в районе Зацепского вала. Это кцией подарил Российской академии наук в 1913 году.

После революции Бахрушин не эмигрировал, он остался в Москве и до конца своих дней был директором своего музея. Сегодня фонды музея насчитывают около полутора миллионов единиц хранения.

Среди них архивы и рукописи Грибоедова, Щепкина, Шаляпина, Немировича-Данченко и др.; театральные эскизы Врубеля, Бакста, Коровина, Рериха и др.; афиши Сомова, Альтмана, братьев Васнецовых; мемориальные вещи актеров, их личные фотоколлекции и многое другое.

МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГАЛЕРЕЯ ПАВЛА И СЕРГЕЯ МИХАЙЛОВИЧЕЙ ТРЕТЬЯКОВЫХ

Лучшее частное собрание отечественной живописи — коллекция Павла Третьякова, купца, владельца торгового дома «П. и С. братья Третьяковы и В. Коншин», берет свое начало в 1856 году, когда Третьяков приобрел пе «колая Шильдера и «Стачку с финляндскими контрабандистами» Василия Худякова. Впоследствии он активно покупал работы Алексея Саврасова, Михаила Клодта, Василия Перова, Ивана Шишкина.

Третьяков не только приобретал уже написанные картины, он заказывал новые — для галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры он попросил Перова и Крамского написать портреты лучших писателей того времени — Островского, Достоевского, Тургенева, Толстого, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.

В 1870-е Третьяков активно поддерживал Товарищество передвижных художественных выставок, где покупал большую часть картин. В 1872 году началось строительство первых музейных залов, которые были пристроены к жилым помещениям в доме Третьякова в Лаврушинском переулке.

В 1892 году после смерти брата, попросившего в завещании передать принадлежавшую ему коллекцию картин городу, Павел Третьяков подарил свою галерею вместе со зданием Москве. Он был назначен ее попечителем, а галерее было присвоено его с братом имя.

В 1898 году Павла Третьякова не стало. Он завещал огромные средства на приобретение новых картин, а также подарил еще один дом для расширения галереи. Сегодня Государственная Третьяковская галерея — это одно из крупнейших собраний русской живописи.

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ВЛАДИМИРА ПЛАТОНОВИЧА СУКАЧЁВА

Владимир Сукачёв, унаследовавший большое состояние своего деда —ке него дело, а сосредоточился на благотворительности и коллекционировании.

Он купил усадьбу со специальным зданием для своего собрания живописи. В его собрании были картины Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Василия Верещагина, копии шедевров западноевропейской живописи. Посетить галерею мог любой желающий.

Когда же Владимир Сукачёв переехал в Петербург, он подарил свою галеОна стала основой Иркутского художественного музея, который сегодня носит имя Владимира Сукачёва. Сегодня это богатейшее собрание живописи в Сибири.

ЧАСТНЫЙ МУЗЕЙ ПЕТРА ИВАНОВИЧА ЩУКИНА

Наследник состояния богатейшего купца Ивана Щукина, Петр Иванович был заядлым коллекционером. Его страстью были русские древности, хотя он собрал и довольно внушительную восточную коллекцию. Собрание Щукина было настолько велико, что для него в 1892 году было выстроено целое здание на Малой Грузинской улице.

В 1895 году частный музей Петра Ивановича Щукина открыл двери для посетителей. В 1905 году Петр Щукин передал свою коллекцию городу. На тот момент его коллекция насчитывала 22 тысячи предметов. Она стала отделением Императорского Российского исторического музея имени императора Александра III — Музеем Петра Щукина. До конца своих дней Щукин оставался попечителем музея.

Сегодня азиатская часть коллекции находится в Музее Востока, остальные предметы так и составляют коллекцию Исторического музея. Среди самых интересных экспонатов его собрания: пелена Елены Волошанки — вышивка конца XV века с изображением выноса иконы Богоматери Одигитрии; радищевский список «Путешествия из Петербурга в Москву»; письма Ивана Тургенева. В первоначальном здании музея Щукина находится Государственный биологический музрязева.

ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ НОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЖИВОПИСИ СЕРГЕЯЩУ

ata-height="width="1024" src="http://news.rambler.ru/img/weekend/2017/12/25192528.215615.5889.jpg"/>

<ин, брат Петра Ивановича, также был очень увлечен коллекционированием. Снких импрессионистов — Камиля Писсаоне, Огюста Ренуара, Эдгара Дега. Следующим увлечением Щукина стали постимпрессионисты — Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Руссо.

Щукин не только покупал картины, он их заказывал — особенно активно французскому художнику Анри Матиссу (в частности, прославленные «Танец» и «Музыка» из современного собрания Государственного Эрмитажа). При пополнении своего собрания Сергей Щукин следовал следующему принципу: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее».

Дом Щукина в Знаменском переулке был буквально музеем современного искусства — картины занимали все стены. Посмотреть коллекцию мог любой желающий — достаточно было лишь зелефону, при этом зачастую экскурсии проводил сам хозяин дома. Перед революцией коллекция Сергея Щукина насчитывала 256 картин.

В 1918-м все они были национализированы. Коллекцию Щукина назвали первым музеем новой западной живописи и сделали общедоступной. Сергей Щукин некоторое время был директором и хранителем музея, но вскоре покинул страну. Его коллекция была объединена с коллекцией Ивана Морозова в Государственный музей новой западной живописи, а в 1948 году ее распределили между ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем.

ЗЕЙ СЕРГЕЯ ТИМОФЕЕВИЧА МОРОЗОВА

Сергей Тимофеевич Морозов происходил из известного московского купеческого рода, одной их самых богатых династий в России. Но семейные дела его несильно интересовали, его страстью был Кустарный музей. Сам музей был основан еще в 1882 году по инициативе земского собрания. Однако первые годы он работал не слишком успешно. Настоящее развитие музея началось лишь с приходом Сергея Морозова в 1889 году.

Сергей Морозов не только грамотно управлял музеем, он вкладывал в него свои собственные средства: построил здание для музея в Леонтьевском переулке, организовал кустарные мастерские в Подмосковье (корзиночную в Голицыно и игрушечную в Сергианровки специалистов по кустарным промыслам за границу. Передал он в музей и свою собственную коллекцию декоративно-прикладного искусства ХVII–ХIХ веков, составившую раздел «русской старины».

При Морозове в музее был организован «музей образцов» под началом Николая Бартрама, который разрабатывал образцы изделий для промыслов и собирал их коллекцию. С музеем образцов сотрудничали братья Васнецовы, Александр Головин, Василий Поленов.

После революции 1917 года владения и имущество Морозовых были национаСергей Тимофеевич жил и работал в качестве консультанта по кустарному делу в здании Кустарного музея. Сегодня этот музей является частью Всероссийского музея народного и прикладного искусства.

ВТОРОЙ МУЗЕЙ НОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЖИВОПИСИ

Иван Абрамович Морозов принадлежал к «тверской» ветви купеческой семьи Морозовых. Как и все в его семье, Иван Абрамович имел хороший художественный вкус — рисовал сам (в детстве его учил живописи сам Константин Коровин) и увлекался коллекционированием. Поначалу его интересовали русские художники.

Однако с 1903 года он переключился на западноевропейскую живопись — его первой покупкой стала картина «Мороз в Лувесьенне» Альфреда Сислея. Морозов начал активно ездить в Париж, где он покупал работы Гогена, Моне, Ван Гога, Матисса, Ренуара, Пикассо, по-настоящему увлекся творчеством Сезанна. Перед революцией его западноевропейская коллекция насчитывала около 250 полотен.

Довольно внушительно было и его русское собрание с картинами Врубеля, Коровина, Кустодиева, Серова и других художников. Особняк на Пречистенке он перестроил под свою коллекцию: для лучшего освещения картин по проекту Льва Кекушева в крышу здания был врезан стеклянный фонарь.

Осмотреть коллекцию Морозова мог далеко не любой желающий. Нужно было личное знакомство или рекомендация. После революции коллекция Ивана Морозова была национализирована — вслед за щукинским собранием она стала «вторым музеем новой западной живописи». Ее бывший владелец был назначен заместителем хранителя собственной коллекции.

Однако Иван Морозов недолго выполнял возложенные на него обязанности — в 1919 году он вместе с женой и дочерью эмигрировал в Париж. В 1948 году его коллекция, как и щукинская, была распределена между Государственным Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина.