О чем расскажет надгробие с Большой Лубянки
Древнее надгробие XVII века, принадлежащее приближенной Петра I Анне Ртищевой, обнаружили в Москве. Его нашли на Большой Лубянке в ходе работ по программе «Моя улица». Отличное состояние плиты, на которой даже сохранилась синяя краска, поможет ученым лучше понять, как работали российские мастера того времени. Все, что известно об уникальной находке – в материале МОСЛЕНТЫ.
Прошлое не было черно-белым
Надгробие, обнаруженное в ходе прокладки труб на Большой Лубянке, возле Сретенского монастыря, было создано в XVII веке. Как отметил заместитель гендиректора организации «Археологические изыскания в строительстве» Владимир Беркович, эта находка является бесценной по двум причинам. Во-первых, надгробие принадлежало известной исторической личности – Анне Ртищевой, жене Петра Прозоровского, одного из ближайших сподвижников Петра I. Вторая причина – это удивительная сохранность, с которой артефакт дошел до наших дней. На белокаменной плите очень хорошо сохранилась синяя краска.
«Мы сейчас видим только часть цветного декора. Если присмотреться поближе — кантик красный, есть еще кантик серый, но не факт, что он был изначально серым. Краска могла так видоизмениться. Мы обязательно будем делать химический анализ и попытаемся восстановить подлинный вид», — рассказал Беркович. Он отметил, что краска не сохранилась на буквах, но другие археологические находки говорят, что она и там тоже, скорее всего, была.
«Мы представляем средневековый мир, как черно-белый. А он был цветным и ярким», – уверен он.
Беркович отметил, что анализ краски на этой плите и изучение поверхностей похожих артефактов может пролить свет на то, были ли цветными остальные надгробия этой эпохи. Также станет известно, как именно плиты красили.
Надпись выполнена в так называемой обронной технике, когда на камне высекаются не сами буквы, а убирается материал вокруг них. Белый камень же добывался в Подмосковье.Такие плиты для археологов не редкость, но эта — однозначно очень высокого качества изготовления и соответствующей цены, уверен Беркович. Она делалась на заказ, в отличие от обычных плит, создаваемых так, чтобы осталось вписать дату и имя усопшего. Как ни странно, до наших дней дошло крайне мало сведений, как именно создавались такие надписи.
Как надгробие оказалось под землей
«Мы точно установили, что плита находилась в подклете Сретенского придела Церкви Николая Чудотворца Сретенского монастыря. Сам этот придел и его основа были созданы в 1482 году, – рассказал Беркович. – К сожалению, в 1928 году храм и усыпальница были разрушены».
Так 60-килограммовый артефакт оказался в земле – скорее всего, вместе с остальным строительным мусором он был просто закопан при прокладке коммуникаций. Нашли его сотрудники «Столичного археологического бюро», которые наблюдали за ходом прокладки новой траншеи под трубопровод.
«Эта плита явно находилась изначально в усыпальнице князей Прозоровских, — добавил Беркович. — Это так называемая закладная плита, и она монтировалась над погребением, где-то в стене внутри или снаружи усыпальницы».
В тени знаменитого супруга
«Лета 1678 октября, в 31-й день на память святых апостолов Стахия и Амплия и иже с ними, преставися раба Божия боярина князя Петра Прозоровского жена княгиня Анна (погребе) на ноября в 1-й день», – гласит надпись на надгробной плите.
Удивительно, но историки знают об этой особе не намного больше, чем надгробный камень. «Женщина прожила, видимо, счастливую жизнь, но умерла достаточно рано, лет в 35, – отметил Беркович. – Раньше и о мужчинах была лишь пара строк в летописях. Не было тогда Facebook». Анна была представительницей знатного боярского рода. В юном возрасте она вышла замуж за Петра Прозоровского. Это был равный брак знатных родов. Однако впоследствии Ртищева находилась в тени своего знаменитого мужа, который, кстати, после ее кончины так и не женился вновь.
Петр Прозоровский был приближенным лицом царя Алексея Михайловича и опекуном его сына, молодого Петра I. С 1697 по 1698 год он руководил страной вместе с боярами Львом Нарышкиным и Борисом Голицыным, пока Петр I путешествовал по Европе. Позже князь Прозоровский помогал царю строить флот, управлял Оружейной палатой и Большой казной. Князь умер 20 марта 1720 года, он похоронен в Богоявленском монастыре.
Дочь Прозоровского и Анны Ртищевой Анастасия вышла замуж за князя Ивана Голицына и стала одной из первых придворных дам Екатерины I.
Что еще находят в ходе «Моей улицы»
В рамках программы благоустройства археологические находки происходят постоянно. Так, в начале июня были обнаружены фундаменты четырех древних церквей, которые были снесены в 1920–1930-е годы. Это церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы, церковь Сошествия Святого Духа, церковь Святителя Николая Чудотворца и церковь Спаса Преображения в Пушкарях.
Храмы были построены в XVI–XVII веках в районе нынешних улиц Большая Лубянка, Сретенка и Гоголевский бульвар.
Также во время работ на Сретенке около дома 26 специалисты обнаружили колодец, который был частью водопровода, построенного по указу Екатерины II. Это первый водопровод в Москве, предназначенный для общественного пользования.
Около двух недель назад на Сретенке обнаружили кремневый резец эпохи неолита, а на Покровском бульваре — скребок, который ученые относят к эпохе мезолита. Данные артефакты – одни из самых древних находок «Моей улицы». На территории Зарядья самой заметной находкой археологов стали каменные топоры, возраст которых – 4 тысячи лет.
«Я надеюсь, что культурный слой подарит нам еще много интересных находок. Все они будут демонстрироваться в музее, который будет сформирован по итогам работы «Моей улицы», – отметил первый замруководителя департамента культурного наследия Москвы Сергей Мирзоян.