«Я решил не залезать в эту кабалу»

Отец российских ледовых шоу Илья Авербух рассказал МОСЛЕНТЕ, зачем в 2002-м вернулся из Америки в Россию, как прошел путь от организатора дивертисментов до режиссера больших спектаклей, что считает высшим оскорблением и какие переговоры ведет по поводу малой спортивной арены «Лужников».

Илья Авербух, фигурист, серебряный призер Олимпиады в Солт-Лейк-Сити и чемпион мира 2002 года, продюсер телевизионного шоу «Ледниковый период», режиссер-постановщик собственных ледовых спектаклей, художественный руководитель проекта «Дети на льду. Звезды».

Возвращение в Россию

C 1995 по 2002 я жил и тренировался в США, и, разумеется, думал там, чем буду заниматься по окончанию спортивной карьеры. Когда я ее завершил, то уже четко понимал: надо возвращаться в Россию. Такое решение я принял не потому, что во мне взыграли патриотические чувства, и я поехал спасать родину фигурным катанием. Все было очень прагматично: пожив в США, я четко ощутил, какие там существуют рамки, где тебе отведено место, а где — уже никто не ждет.

А в нашей стране, с ее молодой и развивающейся энергетикой, тогда была возможность стартапа и скачка. И в 2002 году я интуитивно почувствовал, что пройдет не так уж много времени, и у нас точно так же все ячейки и ниши окажутся забитыми. Поэтому, несмотря на комфортную жизнь в США, где спокойно можно было взять кредиты на все, сразу получить домики с лужайками и потом всю жизнь их отрабатывать, я решил не залезать в эту кабалу. Так что мы с Ириной Лобачевой (тогда еще — женой и партнершей по парному катанию, ред.) собрали вещи и вернулись в Россию.

Здесь я достаточно активно пытался найти себя в тренерстве, работе на телевидении, но ближе всего мне стала организация ледовых шоу.

Первые из них были сделаны по западным лекалам: я собирал знаковых людей, они выходили на лед и катали свои готовые номера. В организации такого рода ледовых дивертисментов моя миссия заключалась в том, что я отвечал за организацию и рекламу, нес финансовую ответственность.

Сначала меня все это заводило, был определенный кураж. Приехав в Россию, я на ровном месте создал в 2004 году компанию «Ледовая симфония», проехал в туре шесть городов в Сибири и чувствовал себя совершенно счастливым. Финансовые результаты были не очень хорошие, но, заручившись спонсорской поддержкой банка, я смог выдержать финансовые обязательства перед всей командой шоу. Ни копейки не заработал, даже влез в долги, но это было не так важно — главное, что удалось создать ледовое шоу.

Практически сразу меня начало подтачивать изнутри то, что, хоть в шапке афиш и стояло: «Шоу Ильи Авербуха», реально мое участие сводилось только к тому, что я всех его участников собрал вместе. И назавтра точно такое же шоу мог собрать любой другой известный фигурист, а участники мигрировали бы из программы в программу.

Мне очень не нравилось, что я всего лишь «банкую на банкете», никакой эксклюзивности мое участие в шоу не придает, и я в большой зависимости от его участников. Без чемпионов программа не имела бы смысла, стоило бы кому-то не поехать или не согласиться на финансовое предложение, шоу сразу бы раскисло и его бы попросту не стало.

Поэтому я начал думать о создании более сложного контента, который отличал бы мое шоу от других не только именем, а еще и внутренним содержанием. Начал я с того, что стал сам ставить все номера. Так появилось стилистическое единство, выправилась музыкальная палитра, и шоу сразу стало отличаться от других.

«Ледниковый период»

Конечно, огромным и судьбоносным подспорьем стал проект «Ледниковый период», в который меня пригласили потому, что на тот момент «на рынке» я был единственным создателем ледового «контента». Меня позвали в качестве тренера и продюсера, и я целиком окунулся в проект, в котором получил огромный опыт работы и создания полутора-двухминутных миниатюр с насыщенной сюжетной линией. Для людей, которые не умели кататься на коньках, нужно было придумывать номера со сложной драматургией, чтобы зрителям было, на что смотреть.

Когда я через это прошел и получил такой опыт, мне стало страшно, что я так и останусь в истории отечественного шоу-бизнеса только как создатель миниатюр. Мне захотелось развить эту историю до формата целого и абсолютно эксклюзивного шоу. И так возникла идея создания своего спектакля, полноценного действа на льду, объединенного сквозной линией, едиными: сюжетной историей, костюмами, декорациями и светом.

Так родился мой первый настоящий спектакль — «Огни большого города». Все по привычке называли его ледовым шоу, а я всех поправлял: «Не путайте, это — спектакль». Это уже было целиком срежессированное мной действо, к которому была написана оригинальная музыка.

Работая над спектаклем, я продолжал делать большие мероприятия, выступал режиссером церемоний открытия. Одним из ярких событий в моей жизни было создание ледового шоу в Сочи за год до олимпийских игр. Репетировали в касках — боялись, как бы что на голову не свалилось.

В 2013 году мы открыли Ледовый дворец в присутствии президента страны и высших чинов международного олимпийского комитета. Уж не знаю, как тогда электричество выдержало, но все было очень ярко и прошло на ура. После этого мне доверили делать шоу через год после игр, в 2015 году и опять в присутствии Президента. Тогда все было уже поспокойнее, олимпиада была уже позади.

Также я был режиссером открытия церемонии открытия Чемпионата мира по хоккею с шайбой в Москве, церемонии открытия Чемпионата по хоккею с мячом в Ульяновске. Таких историй и было и случается много, но все равно меня тянет к ледовым спектаклям.