Самые любимые женские журналы СССР

Многие сегодня уверены, что женский «глянец» – это примета капиталистических времен и во времена СССР ничего подобного не было. На самом деле эта ниша в СМИ существовала, просто издания тоже были насквозь советскими. Представляем подборку самых любимых журналов того периода.

1. «Работница»

Старейший советский женский журнал появился еще до революции в 1914 году. Инициатором его создания выступил сам Владимир Ленин, а в первую редколлегию вошел весь цвет партии: Крупская, Арманд, Коллонтай.

За деньги партии и работниц фабрик они развернулись: подготовили 7 выпусков с тиражом в 12 тысяч экземпляров каждый. На беду издателей, читали его не только женщины, работающие на заводах Санкт-Петербурга, но и царские власти. В результате журнал закрыли, а последние три тиража арестовали.

Сразу после Февральской революции издание «Работницы» возобновили, но ненадолго. Гражданская война как-то отодвинула на второй план женские вопросы и вспомнили о них только в 1923 году.

Изначально журнал занялся ломкой патриархального быта и самой разнообразной полезной для властей пропагандой. Например, в 36 номере 1935 года пятую часть объема занимает речь Сталина на совещании комбайнеров.

Затем шли рассказы других участниц совещания, материал о рекордсменках хлопковых полей, новость о награждении женщин-стахановцев и только в самом конце – статья о том, как украсить жилище.

Постепенно журнал все больше уходил от откровенного официоза. Совсем отказаться от подобных материалов было нельзя, но они уже не занимали так много страниц. Больше было тем, которые действительно интересовали дам: публицистика, рассказы, домоводство и даже мода.

Очень много внимания привлекала рубрика «Дискуссионный клуб». Но пик популярности, когда тираж взлетел до 23 миллионов, пришелся на перестройку, когда они одними из первых стали позволять себе брать интервью у звезд, печатать гороскопы и тому подобное. А еще журнал прославился фотографиями очень симпатичных работниц на обложке.

2. «Здоровье»

В сегодняшнюю подборку журнал вписывается не в полной мере. Изначально его создавали для популяризации в народе советской медицины и предполагалось, что аудитория будет представлена обеими полами.

В шестидесятых «Здоровье» больше напоминало вал прессы, которая занимались популяризацией науки, только с медицинским уклоном. Например, в 3 номере за 1959 год присутствуют статьи о Крупской, вакцинации коклюша, директоре Института питания, долгожителе, ионитах, ревматизме и так далее.

В семидесятых содержание изменилось. Стали появляться материалы о женском здоровье, беременности, родах, психологии супружеской жизни, воспитании детей и диетах.

Во втором номере 1977 года, кроме привычной информации о различных заболеваниях и их лечении, разместили статьи «Трудный подросток», «Ваш первый ребенок» с рассказом об искусственном вскармливании и раннем закаливании. В восьмидесятых именно «женских» материалов становится еще больше.

3. «Крестьянка»

Называть этот журнал простым клоном «Работницы» нельзя. Появился он в 1922 году, как раз в период, когда тот не издавался. Главной его задачей было донести политику партии даже малограмотным в самом далеком селе. Хотя первоначально тираж был небольшим – всего 5 тысяч экземпляров – и до провинции просто не доходил. Но материал подавался в более простой форме, было больше графики, не забывали и про полезные в быту советы.

В журнале изначально был небольшой вкладыш, посвященный рукоделию. Читателей «Крестьянки» учили шить, вязать, вышивать. Из-за него издание и выписывали. Регулярно на страницах появлялись рассказы, стихи и даже песни с нотами. Естественно, до хрущевской оттепели было очень много официальной пропаганды, затем все больше места отводилось под домоводство, а обязательные материалы подавались даже намного мягче, чем у конкурентов.

Еще одной его особенностью была огромная сеть корреспондентов по селам. Она позволяла первыми получать информацию о полезных инициативах снизу. Такая оперативность очень нравилась партийной верхушке вплоть до семидесятых, а потом общий энтузиазм всех участников этой обратной связи снизился и сеть тоже заметно уменьшилась.

Пик популярности журнала тоже пришелся на перестройку, по тиражу он уступал «Работнице», но выпуск превышал двадцать миллионов.

4. «Советский экран»

Опять же не совсем профильный журнал, но и в Советском Союзе полностью отсутствовали издания, посвященные шоу-бизнесу в современном понимании. Никаких тебе светских новостей и репортажей с красных дорожек фестивалей.

Единственная отдушина – «Советский экран», который издавался с 1925 года. Все это накладывалось на колоссальную любовь советских женщин к кинематографу. До середины восьмидесятых именно он оставался основным источником информации о происходящем в этой сфере.

Интересно, что во времена перестройки, когда многие советские журналы начали стремительно желтеть, «Советский экран» практически не изменил свою политику, печатая в основном информацию о фильмах, а не сплетни вокруг жизни актеров.

Единственное, что позволила себе редакция – это публикация на обложках не только киноактеров, но еще и звезд эстрады вроде Леонтьева, Долиной или даже Кинчева из рок-группы «Алиса». Как результат, тиражи даже немного снизились. В семидесятых тираж номера уверено переваливал за миллион, а в восьмидесятых – миллион уже был потолком.

5. «Советская женщина»

Самый скучный из большой тройки женских журналов времен СССР. Даже в энциклопедиях про него пишут, что он распространялся, а не продавался. Слишком уж много официоза было на его страницах.

Его печатали в одном из самых лучших издательств Страны Советов – ЦэКовской «Правде», да еще и как минимум на двенадцати языках мира. При этом прекращение выпуска в 1991 году почти никто и не заметил, а сегодня многие и не вспомнят о его существовании.

За всей пропагандисткой патокой как-то совершенно потерялась тесная связь журнала с международным женским движением. С левацкой его частью, разумеется. Тут появлялись статьи Индиры Ганди, Фатимы Ахмед Ибрагим, Эжени Коттон и других известных в основном в СССР деятелей.

Регулярно печаталась информация о проблемах женщин за рубежом. В принципе, только во время перестройки в «Советской женщине» начали обсуждать вопросы, которые касались основной аудитории журнала.

Например, долгую дискуссию на страницах журнала вызвала публикация письма Валентина Распутина о женщинах, нравственности и нравственной стойкости. Но хватало и откровенно «желтых» материалов, вроде рубрики астролога Тамары Глобы.

6. «Rigas Modes»

В СССР хватало журналов, альманахов и других изданий, которые были посвящены моде. Но каких-то цельных воспоминаний они о себе не оставили, за исключением «Rigas Modes». Остальные отличались крайним непостоянством: интересные выпуски сменялись откровенной халтурой, модели зачастую были морально устаревшие, да и сами они выходили нерегулярно и бессистемно.

Рижский журнал с момента основания в 1947 году занимался, по сути, продвижением мировой моды, перерисовывая модели из зарубежных журналов.

В первые годы своего существования, при Сталине, он не отличался какой-то особенной смелостью, но с началом оттепели стал перепечатывать модели из чешских и венгерских журналов мод, которые, в свою очередь, активно тянули идеи из Европы.

В результате, «Rigas Modes» превратился чуть ли не в главный источник информации о современной моде при мизерном по советским меркам тираже в 200-250 тысяч экземпляров. Надо ли говорить, что и сейчас найти подшивку этого журнала очень сложно.

7. «Burda Moden»

Официально журнал издавался в СССР только с 1987 года. Собственно, появление в киосках «Союзпечати» само по себе вошло в историю: Burda Moden стал первым печатным изданием Запада, который пробил Железный занавес. Интересно, что в 1994 году он стал первым подобным и в Китае. Однако, надо сразу сказать, что привозить журнал в Советский Союз стали еще в шестидесятых, а в семидесятых он превратился в настоящую манию всего женского населения страны.

Большинство женщин, конечно, привлекало приобщение к миру западной моды. Пусть это и не были модели от кутюр. Burda Moden, собственно, и сделал себе имя, предлагая модную одежду на каждый день. Но для СССР изучение этого журнала было практически обязательным ритуалом. Его привозили абсолютно все выезжающие в Европу.

А лучшим показателем высокого статуса человека был журнальный столик с небрежно оставленным свежим номером. О популярности говорит хотя бы тот факт, что материалы из него активно перепечатывали советские издания, например, та же «Работница».

Другой важный фактор спроса – наличие качественных выкроек, которыми можно было сразу пользоваться. Burda Moden просто идеально вписалась в реалии СССР. В стране, где существовал дефицит, чтобы получить что-то модное, миллионы женщин или шили самостоятельно, или обращались к профессиональным швеям. Поэтому выкройки из этого журнала собирали и бережно хранили.