Что смогут женщины, если дать им больше возможностей

Работать и зарабатывать наравне с мужчиной

Часто можно услышать мнение, что феминизм победил, когда женщины получили избирательное и имущественные права. Якобы теперь у них есть возможность участвовать в экономике и политике наравне с мужчинами — и если они меньше представлены среди министров и топ-менеджеров и меньше зарабатывают, то это потому что они от природы менее амбициозны и больше заинтересованы в материнстве и заботе о доме, чем в карьере и самореализации.

_Рейтинг Мирового экономического форума_

1. Исландия 2. Финляндия 3. Норвегия 4. Швеция 5. Руанда 6. Ирландия 7. Филиппины 8. Словения 9. Новая Зеландия 10. Никарагуа … 69. Украина 75. Россия

Исследования показывают, что возможности все-таки не равны. Хотя трудовая дискриминация запрещена во многих развитых странах, например, в России женщине официально недоступны около 400 профессий. Женщина часто трудится на менее престижных и хуже оплачиваемых должностях — или на тех же, но за меньшие деньги. Поскольку на ней обычно лежит большая часть работы по дому и уход за детьми, ее трудовая деятельность короче; часто женщина раньше заканчивает образование из-за беременности.

Журнал The Economist рассчитывает индекс «стеклянного потолка» — так называют невидимую границу, выше которой женщине тяжело подняться по карьерной лестнице. Среднее значение индекса для стран ОЭСР — всего 56 из ста. В сводном индексе гендерного равенства Мирового экономического форума средний балл за «экономическую» часть — 59 из 100.

_Индекс «стеклянного потолка» The Economist_

1. Исландия 2. Норвегия 3. Швеция 4. Финляндия 5. Венгрия 6. Польша 7. Франция 8. Дания 9. Новая Зеландия 10. Бельгия

Для Исландии эти индексы равны 83 и 81 соответственно. Во многом это стало возможным благодаря общенациональной акции протеста «Женский выходной». Около 25 000 женщин — а это пятая часть всех женщин в стране на тот момент — вышли на улицы Рейкьявика. Митинги за равную с мужчинами оплату труда проходили в 70-х во многих странах (и собирали по паре десятков тысяч участниц при гораздо большем населении), но в Исландии ключевым стал сам «выходной», в котором приняло участие до 90% всех женщин: трудоустроенные не вышли на работу, домработницы ушли гулять, и все оставили детей и домашние дела на мужей.

Важно, что акция «Женский выходной» стала регулярной и проходит каждый год по сей день. Правительство признает, что пока гендерный разрыв в оплате труда еще существует, и рассчитывает исправить это к 2022 году.

Участвовать в большой политике

«Стеклянный потолок» существует и в политике. Все в том же индексе гендерного равенства, рассчитываемом Мировым экономическим форумом, средний показатель за «политическую» часть — всего 23 балла из 100.

Исландия получает за нее 72 балла: в исландском парламенте 41% женщин (в российском — 14%, в украинском — 12%); в Кабинете министров — 44% (в российском — 6%, в украинском — 11%). Отчасти относительно высокая доля женщин в исландской политике образовалась благодаря добровольным (не закрепленным законодательно, в отличие от квот для советов директоров публичных компаний) гендерным квотам, принятым в ряде партий.

Тезис о том, что женщинам неинтересна политика, наглядно опровергает исландка Вигдис Финнбогадоттир. В 1980 году она стала первой в мире женщиной, избранной президентом в результате всеобщих демократических выборов. Разведенная женщина и мать-одиночка, в прошлом перепробовавшая множество профессий (в том числе телеведущей, туристического гида и актрисы экспериментального театра), Вигдис стала настолько популярной, что ее трижды переизбирали, в результате чего она пробыла у власти 16 лет.

Премьер-министр женского пола у Исландии тоже была — Йоханна Сигурдардоттир. Она возглавила страну в 2009 году и, в частности, сделала ставку на вовлечение женщин в экономику, рассчитывая, что это поможет Исландии выйти из финансового кризиса.

Совмещать работу и материнство

Одной из таких мер Йоханны стало изменение соотношения декретного отпуска, предоставляемого родителям. Еще в 2000 году был принят закон, по которому обоим родителям предоставлялся равный декретный отпуск: по три месяца каждому и три месяца, которые можно разделить на усмотрение пары. В 2012-м соотношение поменялось на схему 5—2—5: по пять месяцев каждому родителю плюс два месяца по выбору.

Во время декретного отпуска родителю выплачивается 80% зарплаты, и ни отпуск, ни пособие нельзя передать или сохранить — в результате 90% отцов предпочитают посидеть эти несколько месяцев в декрете, пока матери выходят на работу. После такого опыта отцы начинают больше заниматься детьми и домашними делами и в дальнейшем. Кроме того, государство активно финансирует ясли и детские сады. В результате 83% исландских женщин трудоустроены.

Постоянная дискуссия и работа над сокращением разрыва в оплате труда, гендерные квоты, поддержка материнства и отцовства дают женщинам возможность реализовать свои настоящие устремления — и, оказывается, не все женщины желают быть на вторых ролях.