Российские архитектурные династии
ДИНАСТИЯ РАСТРЕЛЛИ
Отец: Карло Бартоломео Растрелли
Сын: Франческо Бартоломео Растрелли
Франческо Бартоломео Растрелли — главный российский представитель стиля барокко, автор знаменитейших памятников Петербурга и окрестностей был не первым архитектором в семье. Его отец, Карло Бартоломео, хоть и проявил себя в основном как скульптор (он был автором статуи Петра I перед Михайловским замком), имел и образование зодчего.
Конечно, его архитектурное наследие намного скромнее, чем у его сына, но исследователи сходятся во мнении, что именно отцу Растрелли-младший обязан своей успешной карьерой. Для справки: работы отца — нереализованный проект Стрельнинского дворца для Петра I, строительство несохранившегося Анненгофа в Лефортово. Работы сына: Зимний дворец, Смольный собор, Большие дворцы в Петергофе и Царском Селе.
К несчастью, сын Франческо Бартоломео — Иосиф Яков — умер от холеры, когда был совсем маленьким, и продолжить дело отца было некому.
ДИНАСТИЯ БЛАНКОВ
Отец: Иван (Иоганн Фридрих) Бланк
Сын: Карл Бланк
Иван Бланк мог бы стать кузнецом, как его отец, но в девятилетнем возрасте был отправлен на обучение к петербургскому зодчему Георгу Маттарнови. Более глубокое архитектурное образование он получил уже позже у Михаила Земцова вместе с которым строил церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте и церковь Симеона и Анны на Моховой улице в Петербурге.
Впоследствии Иван Бланк работал и самостоятельно: построил Знаменскую церковь в Царском Селе, спроектировал «Римские фонтаны» и фонтан «Шахматная гора» в Петергофе. Его сын, Карл Бланк, также стал архитектором — ему Москва обязана такими постройками, как храм Николая Чудотворца в Звонарях, храм Екатерины на Всполье, и одним из самых грандиозных сооружений Москвы дореволюционного периода — зданием Императорского воспитательного дома.
Бланк-младший стал одним из последних русских архитекторов в стиле барокко и одним из первых, кто попробовал себя в классицизме.
ДИНАСТИЯ ЖИЛЯРДИ
Отец: Джованни Батиста Жилярди
Сын: Доменико Жилярди
Племянник: Алессандро Жилярди
В истории русского искусства известны восемь представителей семьи Жилярди, наиболее признаны трое. Пожалуй, самым прославленным был Доменико, или Дементий, застраивавший Москву после пожара 1812 года. Он принимал участие в восстановлении колокольни Ивана Великого в Кремле, Московского университета на Моховой улице, а также Екатерининского института и Вдовьего дома на Кудринской площади, которые когда-то строил его отец.
Доменико Жилярди построил Опекунский совет на Солянке, усадьбу Гагариных на Поварской улице и дом Лунина на Никитском бульваре. Старший Жилярди — Джованни Баттиста — больше контролировал строительство по чужим проектам, чем строил по своим: он работал над Воспитательным домом Бланка, усадьбой Кузьминки, над особняком Демидовых.
Впоследствии на тех же объектах, что и его родственники, в частности в Воспитательном доме и усадьбе Кузьминки, работал и Алессандро Жилярди, племянник Джованни Баттиста.
ДИНАСТИЯ БЫКОВСКИХ
Отец: Михаил Быковский
Сын: Константин Быковский
Михаилу Быковскому русская культура обязана не только его архитектурными сооружениями, но и рядом общественных инициатив — организацией Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а также Московского архитектурного общества. Как зодчий он прославился постройкой псевдоготической подмосковной усадьбы Марфино, собора Спасо-Бородинского монастыря, Ивановского монастыря.
Его младший сын Константин стал главным архитектором Московского университета: построил клиники медицинского факультета на Девичьем поле, Зоологический музей и университетскую библиотеку на Большой Никитской. Старший сын Николай пошел по стопам отца в другую сторону — он стал художником.
ДИНАСТИЯ ШТАКЕНШНЕЙДЕРОВ
Отец: Андрей Штакеншнейдер
Сын: Николай Штакеншнейдер
Андрей Штакеншнейдер был одним из ведущих петербургских архитекторов своего времени. Автор Мариинского и Николаевского дворцов, дворца Белосельских-Белозерских в Петербурге, Штакеншнейдер был не только талантливым зодчим, архитектором «Высочайшего двора», но и тем человеком, который собирал вокруг себя интеллектуальную элиту поколения — на его приемах бывали Достоевский, Тургенев, Гончаров, Айвазовский и другие. Его сын, Николай Штакеншнейдер известен меньше.
Он закончил Академию художеств, переехал из Петербурга в Крым и стал городским архитектором в Ялте. Там он в числе прочих зданий построил совместно с Платоном Теребеневым гостиницу «Франция», к сожалению до наших дней не дошедшую.
ДИНАСТИЯ ШЕРВУДОВ
Отец: Владимир Шервуд
Сыновья: Сергей Шервуд, Владимир Шервуд
Строго говоря, Шервуд-старший, Владимир Осипович, был в первую очередь художником и скульптором. Его кисти принадлежат портреты Диккенса, Тютчева, Забелина, Соловьева. Он создал памятники Александру II в Самаре и Казани, Пирогову — в Москве и памятник-часовню «Героям Плевны». Но Владимир Шервуд стал и автором одного из самых известных московских зданий — Исторического музея на Красной площади.
Среди многочисленных детей Шервуда его архитектурные начинания продолжили сразу два сына. Старший сын Сергей, как и отец, был поклонником неорусского стиля. В этом ключе он построил Крестовоздвиженскую церковь под Истрой и собор Шамординского монастыря в Калужской области. Средний сын Владимир занимался в основном проектированием доходных домов. Он построил несколько десятков московских зданий в стиле модерн.
ДИНАСТИЯ БЕНУА
Отец: Николай Бенуа
Сыновья: Леонтий и Альберт Бенуа
Племянник: Юлий Бенуа
Внучатый племянник: Альберт Бенуа
В XIX — начале XX века фамилия Бенуа обязывала своих носителей быть если не архитектором, то художником. В Петербурге в 1910-х годах был построен многоквартирный жилой дом, который в народе даже называли домом трех Бенуа — ведь строили его два родных брата, Леонтий Николаевич и Альберт Николаевич, и их двоюродный брат Юлий Юльевич.
Отец тех братьев, Николай Леонтьевич, был главным архитектором Петергофа, построил там здание вокзала и почты, Императорские конюшни, Фрейлинские корпуса и много чего еще. Среди других многочисленных архитекторов семейства Бенуа стоит назвать еще Альберта Александровича Бенуа, автора церкви Успения Пресвятой Богородицы на православном парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.