От корсета до бикини: история нижнего белья в XX веке
В первой половине XX века мода на нижнее белье менялась быстрее, чем когда-либо до этого. Женщины все еще носили стягивающие тело корсеты, но многочисленные реформы и смелые решения модельеров привели к тому, что белье стало похожим на современные модели. «Апрель» совместно с интернет-магазином недорогой и качественной парфюмерии Aroma-Good.ru рассказывает, как менялась мода на нижнее белье.
Прощай, корсет
Событие, послужившее толчком к главной реформе нижнего белья начала 20 века, произошло еще в конце предыдущего столетия: в 1885 году немецкий физик, доктор Вильгельм Рентген открыл лучи, которые позже в честь ученого назвали рентгеновским излучением. Тогда же Рентген сделал снимки грудной клетки своей супруге Анне и женщине-крестьянке, никогда не носившей корсет.
Влияние жестких конструкций на женский организм, которое обсуждалось и ранее, теперь стало очевидным всем: на снимках ребра и внутренние органы женщины, ежедневно использовавшей корсет, были сильно деформированы.
Благодаря протестам научного мира уже в первые годы нового столетия корсеты заметно изменились: стали короче, меньше и проще, впервые появились модели на пружинах. Такие упрощенные корсеты производили во Франции, Бельгии, России. Однако слава освободителя женщин от сковывающей конструкции по праву принадлежит французскому модельеру Полю Пуаре, который в 1908 году представил свое поистине новаторское творение: женское платье свободного кроя без корсета и нижних юбок.
Главным источником вдохновения для Пуаре была его жена, чья очень стройная фигура не соответствовала стандартам красоты 19 века и, согласно нормам того времени, нуждалась в сильной «коррекции» с помощью корсета. Именно для супруги французский кутюрье создал подобное «освобождающее» платье, подчеркивавшее высокую и худую фигуру девушки.
В последующие десять лет модель от Пуаре приобрела огромную популярность, и неудобный корсет вместе с нижними юбками ушел в прошлое, уступив место бюстгальтеру.
Белье — для красоты
Само слово «бюстгальтер» - немецкое, однако история возникновения этого предмета женского гардероба до сих пор до конца неясна: по одной версии, бюстгальтер был изобретен женщиной-врачом Гош Саро в Париже в 1903 году, по другой — его впервые сшила портниха Ида Розенталь-Каганович, которая эмигрировала из России в США и наладила там производство белья.
Также в США в 1935 году впервые появились подушечки для бюстгальтеров, а спустя еще семь лет в продаже появились модели на регулируемых бретелях.
Вообще нижнее белье стало походить на современное лишь после 1925 года, примерно тогда же в качестве основных материалов при его пошиве стали использовать натуральный и искусственный шелк пастельных оттенков. Коко Шанель, благодаря которой в моду вошли кружевные платья, предложила женщинам надевать под них комбинации — чтобы под платьем не было видно тела.
Также популяризаторами новых моделей нижнего белья часто становились актрисы — к примеру, именно с экранов в жизнь перекочевала мода на чулки. В первой половине 20 века белье начали открыто рекламировать, и реклама довольно очевидно давала понять: белье теперь нужно не только для соблюдения правил гигиены, но и для красоты.
Эволюция купальника
Еще один вид нижней одежды, который в первой половине 20 века приобрел современный вид — купальник. В конце 19 столетия купальный костюм представлял из себя жакет и длинные панталоны, которые позже заменили на широкие штаны и легкую блузу. Кроме того, на пляже полагалось носить головной убор.
В начале 20 века все больше молодых людей стали заниматься водными видами спорта — их популярность спровоцировала развитие пляжной моды. Сначала купальники стали короче, к ним перестали пришивать оборки и кружева.
В 1907 году австралийка Анетт Келлерман представила костюм для водного водевиля «Ныряющая Венера» - предшественника синхронного плавания. Костюм был сшит на основе мужского трико, облегал тело и открывал ноги, руки и шею.
В то время, однако, все эти части тела было положено закрывать, и за свое слишком откровенное изобретение Келлерман была осуждена как нарушительница общественного порядка. Находчивому модельеру пришлось вновь пришить к купальнику рукава, воротник и чулки.
В 1920-х в моду окончательно вошел спорт, а вместе с ним и загорелое стройное тело, мускулы и прочие признаки постоянных тренировок. «Подготовленное» к пляжу тело хотелось демонстрировать, и длина купальных костюмов наконец поднялась выше колена.
Однако общественность все еще не была готова в полному разоблачению, поэтому в начале третьего десятилетия 20 века на пляжах часто можно было увидеть специальных людей с линейками (иногда даже полицейских), измерявших, сколько сантиметров кожи позволила себе оголить та или иная купальщица.
В разное время нормой считалось от 5 до 15 сантиметров. Злостных нарушительниц зачастую заставляли платить штраф или не пускали на пляж.
Всего за десятилетие купальники, длина которых не доходила до колена, завоевали не только пляжи, но и подиумы. К концу 1920-х дефиле в купальных костюмах стало обязательной частью практически всех конкурсов красоты в США.
К этому времени купальники стали шить из трикотажа, а вместе с ними девушки стали носить аксессуар, позаимствованный у островитянок — парео. Парео из легкой ткани завязывали на бедрах или груди перед тем, как принимать солнечные ванны.
И все же вплоть до второй половины века купальные костюмы оставались довольно закрытыми и мало напоминали современные модели. Купальник, разделенный на верхнюю и нижнюю части, или бикини, был впервые представлен публике в послевоенные годы.
Как и многие смелые нововведения, бикини долго осуждался добропорядочной общественностью — на его популяризацию ушло около десяти лет. По мнению Ватикана, такая модель «открывала в девушке все, кроме девичьей фамилии ее матери».
Французский дизайнер Луи Реар, создавший бикини, столкнулся не только с противодействием властей, но и с отсутствием моделей, пожелавших рекламировать раздельный купальник. Единственной согласившейся сняться в первой рекламе бикини стала танцовщица из казино.
Как бывало и раньше, окончательно моду на бикини ввела актриса, а именно невероятно популярная в то время Бриджит Бордо. В 1956 году на экраны вышел фильм режиссера Роже Вадима «И Бог создал женщину», в котором Бордо предстала в подобном раздельном купальнике.
После этого женщины стали смелее надевать бикини на пляж, а позже такой купальник обосновался и в спорте — к примеру, в женском пляжном волейболе и бодибилдинге.