Джоконда: Наталья Строцци — прапраправнучка Мона Лизы
Яркий пример – Гуиччардини Строцци – аристократы, сыгравшие значительную роль в истории Тосканы и Флоренции.
Старшая дочь князей – Наталья — много лет танцевала в Мариинском театре, но это еще не все. Недавно удалось доказать, что Наталья и ее младшая сестра Ирина — последние потомки Лизы Герардини — жены Франческо дель Джокондо, благородной дамы, которая, согласно Вазари, позировала самому Леонардо да Винчи.
Именно с нее великий мастер написал свою самую известную работу — таинственную Джоконду.
Нам удалось пообщаться с Натальей Гуиччардини Строцци — прапраправнучкой той самой знатной флорентийки, чья загадочная улыбка до сих пор вызывает множество вопросов у знатоков и ценителей искусства.
ДЕВУШКА С УЛЫБКОЙ ДЖОКОНДЫ
О своей знаменитой родственнице, чей портрет сегодня красуется в Лувре, Наталья узнала еще в раннем детстве, однако сильного впечатления эта удивительная история на нее не произвела.
Повзрослев, Наталья вернулась в Лувр, чтобы еще раз увидеть Джоконду и вспомнить истории, которые рассказывала ей бабушка, чья семья как раз и восходит к Лизе Герардини.
«Мы все о ней знаем, — говорит Наталья. — Но не только мы — есть записи Вазари, Веспуччи, много исторических фактов. Если же говорить о Джоконде, то, на мой взгляд, это хорошая картина, вызывающая сильные эмоции, но многое из того, что про нее говорят, по моему мнению, просто досужие домыслы.
Про Джоконду сочинили множество легенд и небылиц, поэтому вокруг картины такой ажиотаж. Мона Лизу сейчас очень раскрутили, но когда приходишь в Лувр и видишь маленький портрет, невольно думаешь: да, это красиво, эмоционально, но у Леонардо, есть и более впечатляющие вещи».
Во время посещения Лувра Наталья не удержалась и поспрашивала гидов музея, что они знают о прообразе Джоконды, умолчав о родственных связях с дамой, позировавшей для самой известной картины Леонардо.
И лишь услышав имя Лизы Герардини и историю, известную ей с детства, призналась, что она и ее сестра — прямые потомки Моны Лизы.
«Гиды сразу же начали меня фотографировать. Наверное, для них было шоком – увидеть потомка легендарной личности, но для нас — это всего лишь еще один факт из богатой истории нашего рода».
Действительно, Строцци предпочитают не концентрировать историю семьи на лишь одной Джоконде, ведь у них в роду достаточно интересных личностей: «Нашей семье тысяча лет, мы можем прожить и без Моны Лизы, потому что помимо Джоконды у нас достаточно историй и легенд.
Но великая картина самого Леонардо, несомненно, большой плюс для нас», — замечает Наталья.
ИТАЛЬЯНСКАЯ КНЯЖНА НА СЦЕНЕ МАРИИНКИ
Наталья прекрасно говорит по-русски. Дело в том, что она много лет жила в России, вначале училась в Академии Русского Балета имени Вагановой, а после танцевала на сцене Мариинского театра.
В роду княжны есть и русские корни – материнская линия восходит к первой волне миграции после революции.
Посвятить себя балету Наталья Строцци решила еще в раннем детстве: «Я сразу поняла, что буду заниматься этим.
Первые меня раскрыли и занимались со мной Плисецкая и Нуриев. Балет был личным выбором, отец вообще не понял, когда я заявила, что хочу уехать учиться в Россию. «Что-что, — сказал он, — куда?» Но все равно мне разрешили поехать в Россию, хотя на дворе были нелегкие 90-е годы».
Постепенно балет исчез из жизни княжны, оставив на память о себе написанную Натальей книгу «Легко вспомнить» — ее издавали в России дважды, и еще одну деталь, связанную уже с семейным делом Строцци – производством вина.
«Этикетку для одного из наших белых вин «Арабеск» я нарисовала сама. На ней изображено два лебедя – черный и белый – символ балета «Лебединое озеро».
Когда я ушла со сцены, мы начали производство этого вина, дали ему имя, и я сама придумала дизайн этикетки. Моя книга «Легко вспомнить» — это прощание с балетом, как и вино «Арабеск». Сегодня мы производим множество вин, но «Арабеск» — до сих пор мое любимое».
Впрочем, искусство и по сей день играет важную роль в жизни Натальи: «Сейчас я играю на сцене как актриса. Даже снималась в фильмах в России, Лондоне и в Америке, но в основном работаю в театре.
Много играю в одной труппе во Флоренции. Это, скажем так, моя вторая работа. Я уже 16 лет этим занимаюсь». Между прочим, многие представительницы семьи Гуиччардини Строцци были так или иначе связаны с культурой.
Например, ярко проявила себя та самая русская бабушка Натальи, в честь которой назвали княжну. «У нее было уникальное лирико колоратурное сопрано.
Даже Вишневской было неловко петь после нее. «Я после тебя, Наташ, не буду выступать, — говорила она. — Представляете, такой уникальный голос!
Даже Мария Каллас ее слушала и говорила: «Да, вы счастливая. Но у вас же семья, а у меня нет». Так что, искусство – традиция нашей семьи, которую мы продолжаем. Как и производство вина».
ВИНО, КОТОРОЕ ПИЛИ ДАНТЕ, МЕДИЧИ И МИКЕЛАНДЖЕЛО И ДАЖЕ ПАПА РИМСКИЙ
Кстати о вине. Поместье Кузона близ Сан Джиминьяно, где живут Строцци, принадлежит их семье с 994 года, а виноделием они занимаются с XIII века.
Вино Строцци пили Данте, Микеланджело и Боккаччо. Доставлялось оно и в Ватикан. Большими поклонниками вин Строцци были Медичи – правящий род Флоренции, ставший со временем заклятым врагом аристократов.
«Мы нашли в документах подтверждения, что двор Медичи пил наше вино как диджестив, то есть для улучшения пищеварения, — рассказывает Наталья. — Виноград Верначча, который мы культивируем, — особенный, с горчинкой, это один из самых известных тосканских сортов.
Кстати, Папа Римский Франциск тоже пил наше вино Верначча, когда летал на встречу с Патриархом Кириллом, оно было выбрано для меню Его Святейшества.
Патриарх Российский тоже наше вино попробовал, это произошло во время их встречи. Нам было очень приятно, ведь традиции – это дело жизни, а вино – то, чем мы занимаемся с 1200 года».
Наталья ратует за местные сорта винограда, типичные для Тосканы, так сказать, поддерживает отечественного производителя: «Есть разные виноградники, например, часть сконцентрирована на юге в районе Болгери, но там французские купажи.
Я же защищаю наши разновидности винограда: верначча и санджовезе. Я за типичные сорта, характерные для нашей местности», — говорит представительница семьи Строцци.
В поместье к Строцци часто заглядывают знаменитости и политики: «Да, к нам приезжают. Например, Берлускони, Тони Блер, знакомы мы и с принцем Чарльзом. Был у нас в гостях и Нуриев, и наш друг Андреа Боччелли.
Бывшего премьера Италии Ренци мы знаем очень хорошо, Маттео был мэром нашего города и учеником моего отца».
Однако это не означает, что попасть на аристократическую виллу Кузоне простым смертным невозможно.
Как раз наоборот – здесь вас с радостью примут, если заранее забронировать посещение. «У нас есть музей, мы показываем погреба в историческом имении 994 года. Сейчас приезжает много русских, особенно после фильма Познера и Урганта «Их Италия», — говорит Наталья. — У нас можно устроить дегустации, остаться на обед или устроить какое-нибудь мероприятие, например, свадьбу.
С сентября по январь мы приглашаем на охоту на трюфели с собаками, но мы организуем и на фазанов. Кстати, охота — это идея Ирины.
Иногда я сама могу провести дегустации и туры. Когда приезжают русские, они часто просят об этом, как я могу отказать?»
ОСОБЕННОСТИ АРИСТОКРАТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Так, каково же это быть наследницей легендарной семьи и хранительницей тысячелетних традиций древнего тосканского рода? Чему учат аристократов с самого детства?
Оказывается, прежде всего, ответственности: «Происхождение имеет очень большой вес. И часто люди не осознают, как это тяжело, — говорит Наталья. — Продолжать тысячелетние традиции — большая ответственность.
Мы должны постоянно быть на уровне, уметь держаться достойно. Это непросто. Многие думают, что аристократам все дано изначально и можно сидеть и ничего не делать. Наоборот – надо работать в два-три раза больше, чем многим другим, ведь, например, нашу недвижимость очень тяжело содержать, а помощи от государства мы не получаем.
Но, с другой стороны, многим наша жизнь может показаться сказкой: замки, усадьбы, дворцы. Происхождение, конечно, открывает многие двери, ведь, когда люди узнают, что ты — представитель семьи, история которой насчитывает тысячу лет, это вызывает уважение и интерес.
Но, с другой стороны, многие двери для потомков аристократических семей закрыты, например, тяжелее работать в шоу-бизнесе».
Второе, но не менее важное качество — скромность и даже некоторый аскетизм. «Нас с детства учат скромности, учат работать, уметь делать все самостоятельно.
В этом суть воспитания настоящей аристократии. Когда мы приходим куда-то, то всегда очень скромно себя ведем. Люди поначалу не осознают этого, но потом именно за это начинают ценить нас еще больше.
То есть, для нас ситуация, при которой какая-то представительница аристократической семьи придет куда-нибудь со словами: «Я — княжна, дайте мне то, что я хочу» — в принципе невозможна».
Наталья работает в семейном бизнесе, занимается маркетингом и экспортом вин, проводит экскурсии в поместье и путешествует по миру: «Больше всего я люблю жаркие страны.
Поэтому, если появляется возможность поехать отдохнуть, я выбираю именно их. Но мне нужно быть везде и сразу, я даже до Сибири доехала, благодаря своей сестре Ирине и работе.
Кстати, в России наше вино тоже продается. И, должна сказать, каждая страна имеет свои плюсы, поэтому у меня нет любимой — мне все интересно.
К сожалению, когда я совершаю деловые поездки, у меня очень мало времени на осмотр достопримечательностей, но я все равно люблю путешествовать! Получается крайне насыщенная жизнь.
Когда же у меня появляется свободное время, я подчас люблю просто посидеть дома на диване. Так много всего происходит каждый день, столь бешеный ритм приходится постоянно выдерживать, что иногда полезно немного успокоиться».
Россию, с которой связана история ее семья, Наталья посещает несколько раз в год. Кстати, княжна очень хорошо относится и к русской кухне. «Я ее просто обожаю! — говорит Наталья. — От бабушки у нас сохранилось много рецептов.
Сама я готовить не люблю, а вот моя сестра — наоборот. Мама хорошо готовит русские блюда: борщ, пирожки, блины, а моя сестра Ирина делает куличи на Пасху по старинному рецепту. Что самое любимое?
Борщ с пирожками, конечно, котлеты по-киевски, винегрет. А вот салат оливье не очень люблю, майонез мне не нравится». Если же говорить об итальянской кухне, то тут Наталья Строцци выбирает пасту.
«Если выбирать между мясом и пастой, я всегда отдаю предпочтение второму. Может быть, потому что, когда я профессионально занималась балетом, мне нельзя было есть много углеводов, поэтому теперь я компенсирую.
И наше итальянское мороженое, конечно, обожаю! Говорят, самая лучшая кухня в мире – итальянская, потому что у нас огромное разнообразие блюд.
Можно и просто поесть, и с шиком. Но я люблю и русскую, и итальянскую кухни, ведь, мы, итальянцы, с россиянами очень близки по характеру, так что, я думаю, это хорошее сочетание!»
Удивительное умение совмещать традиции разных стран, помнить о происхождении, но при этом оставаться работящей, скромной и приветливой – таков стиль жизни Натальи Строцци, современной аристократки с улыбкой Джоконды, наследницы легендарного тосканского рода, который с достоинством продолжает свою историю уже в XXI веке.