Назад в СССР: советские женщины в космосе

Двадцатый век женщины встретили борьбой за равенство полов. Они не стали останавливаться исключительно на юридических правах, а сели за руль автомобиля, штурвал самолета и, в конце концов, отправились в космос. Огромный вклад в последнее сделали советские женщины.

1. Сколько раз побывали

Несмотря на то, что Советскому Союзу принадлежит приоритет в женской космонавтике, только две представительницы прекрасной половины человечества с серпасто-молоткастым паспортом поднялись на орбиту. Первой в мире стала Валентина Терешкова.

Терешкова, получив позывной «Чайка», отправилась в полет на корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года. В безвоздушном пространстве она провела двое суток и 22 часа.

Полет проходил тяжело, но закончился благополучным приземлением на Алтае. Терешкова осуществила в космосе несколько научных экспериментов, но главной целью экспедиции было доказать принципиальную доступность космоса для женщин.

Второй полет произошел 19 августа 1982 года. Светлана Савицкая отправилась туда с легендарным Леонидом Поповым и Александром Серебровым. Позывной она получила «Днепр-3». Экспедиция продлилась 7 дней и почти 22 часа.

Основной задачей было доставить наверх «Салют-7», который стал новым домом экипажу Березового-Лебедева, отрабатывавшему долговременные космические полеты. Заодно руководство хотело, чтобы и вторая женщина-космонавт была из СССР.

Светлана Савицкая попала в экспедицию еще раз: 17 июля 1984 года на корабле «Союз Т-12» вместе с не менее легендарным Владимиром Джанибековым и Игорем Волком. «Салют-7» к тому времени стал полноценной орбитальной станцией, и они везли туда необходимые запасы.

А кроме того, Савицкая должна была первой среди женщин выйти в открытый космос. Все задачи экипаж успешно выполнил, потратив на это 11 дней и 19 часов.

2. Как попали

Прямо скажем, стать космонавтом сложно в принципе. Это наглядно демонстрирует тот факт, что в настоящий момент российский отряд космонавтов состоит всего из 32 человек. Но женщине пробиться на орбиту практически невозможно. И особенно в СССР, хотя именно советская гражданка первой совершила этот подвиг.

Все дело в том, что с момента начала советской космической программы представительницы слабого пола только дважды получали шанс в ней поучаствовать в качестве космонавта. Первый раз в 1962 году, когда через первичный отбор прошло 800 девушек, а непосредственно тесты проходили 58 кандидаток. В результате отобрали пятерых.

Второго шанса пришлось ждать восемнадцать лет. Многие в руководстве советского космоса сопротивлялись самой идее допустить дам к полетам на орбиту. Но тут советским женщинам невольно помогли американцы, которые в 1978 году отобрали сразу 6 девушек. В СССР решили не отставать и снова объявили набор.

И в первый, и во второй раз он был жесточайшим. Вначале они попали в руки врачей, которые отсеивали при малейших намеках на физиологические проблемы. Но это был еще не финал. Предстояло пройти подготовку, которая сама по себе напоминала экзамен.

Девушек помещали в экстремальные условия: высокие температуры, влажность, невесомость, учили прыгать с парашютом. Проводились психологические тесты, в которых пытались предугадать как поведут себя дамы. Но и это еще не все: в дальнейший отбор подключились политика и идеология.

3. Что могло помешать

В первый состав советских космонавток выбрали пятерых: Жанну Еркину, Татьяну Кузнецову, Валентину Пономареву, Ирину Соловьеву и Валентину Терешкову. Терешкова, которая в результате стала первой женщиной в космосе, лидером по оценкам тренировок и тестов не была. Первой была Пономарева, но в космос она так и не полетела.

Создавалось даже впечатление, что руководство и не интересовалось тем, как проходила подготовка. Сыграли другие факторы. Вспомнили о классовой борьбе: Еркина была учительницей, Соловьева - инженером, Пономарева – математиком-программистом, Кузнецова – лаборантом в НИИ, и только Терешкова – ткачихой. Правда, перед приемом в отряд она была освобожденным секретарем комсомола, но так даже лучше. Почти как в фильме – спортсменка, комсомолка и просто красивая девушка.

Ведь изначально рассматривали и то, как потенциальная первая женщина на орбите умеет общаться, ведет себя в компании и так далее. В общем, полноценный кастинг. Против Пономаревой сработал и тот факт, что у нее уже был сын. Мужчины, которые проводили отбор, не хотели рисковать жизнью матери.

Женский отряд космонавтов образца 1980 года состоял из восьми женщин, в конце концов второй советской женщиной на орбите стала Светлана Савицкая.

Попасть в него могла и Людмила Свиридова, которая служила в Советской Армии инструктором по парашютной подготовке. Но, несмотря на впечатляющую подготовку, предварительный этап она так и не закончила.

Официально считается, что ушла по личным причинам, но никто не скрывал – главная проблема была в возрасте. Свиридовой на момент отбора было, страшно подумать, 39 лет.

Еще более обидная история произошла с Ириной Прониной. Она вполне могла стать третьей гражданкой СССР, побывавшей за пределами земной атмосферы. Пронина успешна закончила подготовку, была дублером Савицкой, попала в экипаж «Союза Т-8», но буквально за месяц до старта, после сдачи всех экзаменов, ее сняли с полета. И все из-за аморального поведения. Пронина развелась и собиралась второй раз замуж. Такого в советском космосе не должно было быть.

Собственно, преградой на пути в космос могла стать и какая-то техническая мелочь. Например, в 1963 году перед самым стартом у дублера Терешковой, Ирины Соловьевой, порвалась гермооболочка скафандра. Разрыв в районе шеи был небольшим, но ей пришлось переодеваться в скафандр Пономаревой. Если бы такая неприятность случилась у самой Терешковой, то ее космическую «одежду» заменить было нечем: резерва не было, а скафандры других участниц отряда не подходили по размеру.

4. Как проходили полеты

Даже сейчас, когда технологии уже более-менее отработаны, любое космическое путешествие – это довольно рискованное мероприятие. Хуже всего пришлось Терешковой.

Во-первых, это был только шестой пилотируемый полет в космос в истории. Во-вторых, все последующие женщины-космонавты отправлялись на орбиту в составе экипажа, как минимум вдвоем, то есть их всегда страховали, а Терешкова полетела сама.

В-третьих, как и в большинстве первых полетов, что в СССР, что в США, не обошлось без некоторых накладок. Сама Терешкова рассказывала, что корабль был сориентирован неправильно: вместо приземления он начал подъем орбиты. Ошибку пришлось срочно исправлять. Но и это еще не все.

Четвертой проблемой оказалась подготовка. Трудно сказать, дело в самой Терешковой, как пишут некоторые, или в общем непонимании разработчиков программы как надо работать с женщинами. В пользу последнего говорит тот факт, что больше всего дискомфорта космонавтке доставил продуктовый набор.

Все три дня на орбите она почти не ела, более того, ее даже стошнило от эрзац-питания. Первым делом после приземления Терешкова у местных жителей попросила обычную земную еду – картошку, хлеб, квас, попутно нарушив запреты ЦУПа. За столько месяцев учебы в космическом центре не приучить космонавта к еде из тюбиков – это все же очевиднейшая ошибка системы подготовки.

Второй полет советской женщины в космос прошел намного спокойнее. Частично это было связано с тем, что за прошедшие годы почти все шероховатости тренировок будущих покорителей вселенной успели устранить. Но не малая заслуга в этом и самой Светланы Савицкой.

Дочка маршала авиации и боевой летчицы, она одна из первых женщин освоила реактивные самолеты, установила на них 18 рекордов, стала чемпионом мира по пилотированию на поршневых самолетах 1970 года, несмотря на сопротивление мужчин получила специальность летчика-испытателя, выступала в команде СССР по пилотажному спорту.

Кроме того, Савицкая - трехкратный рекордсмен в группе по прыжкам с парашютом из стратосферы. Сложно представить кого-то более подготовленного к карьере космонавта.

5. Как жили на орбите

В общей сложности советские женщины провели в космосе всего 25 дней и 15 часов. Немного, по сравнению с некоторыми долговременными полетами. Например, Титов и Манаров в 1987-88 годах провели в полете год. Поэтому полноценно ощутить все прелести быта на небольших космических кораблях и станциях советские женщины не успели. Но и этого времени хватило, чтобы познакомиться с непростыми условиями жизни на орбите.

С особенностями космического питания столкнулась еще Терешкова. Она же узнала, что такое АСУ – ассенизационно-санитарное устройство. Сходить в туалет в невесомости – это неординарная задача. Решили ее с помощью специального девайса, который работает как пылесос.

Помыться тоже не просто. Изначально использовали влажное полотенце и салфетки. На КС «Салют» и «Мир» поставили душевую кабину, в которой летали микроскопические капельки воды, а дышать приходилось через трубочку. Но довольно быстро от нее отказались: слишком долго, расточительно и неудобно. Со сном тоже было проблематично: космонавты не высыпались, так как для этого приходилось привязываться к стенам.

Однако больше всего напрягал довольно напряженный рабочий график. Делалось это по двум причинам. Во-первых, время на орбите стоило очень дорого и его необходимо отработать. Во-вторых, таким способом просто пытались отвлечь от невеселой обстановки вокруг.

6. Что получили в результате

Ситуации с Терешковой и Савицкой кардинально отличались. По сути, одинаковыми были только Звезды Героев СССР, которые они получили после приземления. Терешкову изначально посылали в космос с прицелом на последующую известность. До 1969 года она оставалась в отряде космонавтов, вплоть до расформирования его женской части.

Затем Терешкова до 1997 года формально оставалась действующим космонавтов, но по факту ушла на общественную работу. Почти до самого распада СССР она была депутатом Верховного Совета и главой Комитета советских женщин, ее постоянно включали в самые различные делегации. В общем, работала лицом социализма, как внутри страны, так и за рубежом.

Отношение к Светлане Савицкой было совершенно другим. Конечно, времена изменились и космонавтов стало много, но по сути ее вклад в космонавтику остался незамеченным. Савицкая получила Звезду героя дважды, за первый полет и за выход в открытый космос, но звания и назначения на нее не посыпались.

До самого выхода на пенсию в 1993 году она оставалась в отряде космонавтов, но, после ухода в декрет в 1986 году, ее кандидатура в состав первого экипажа не рассматривалась.

7. Что так и не сделали

Конечно, первый полет женщины за пределы земной атмосферы, выход в открытый космос – это огромные достижения. Но останавливаться на этом прекрасная половина СССР не планировала.

Еще в первом женском наборе космонавтов всерьез ставился вопрос о полностью женском экипаже. Пономарева и Соловьева готовились к этому дважды, в 1965 и 1966 годах, но такой полет так и не состоялся. Формально из-за закрытия программы «Восток», но по факту руководство советской космонавтики просто отказалось от участия женщин.

Второй раз речь о нем зашла уже во втором наборе. Собственно, изначально в плане была подготовка экипажа исключительно из дам в составе Светланы Савицкой, Екатерины Ивановой и Елены Доброквашиной.

К этому подошли основательно. Капитаном была назначена Савицкая, а сам полет поставили на ноябрь 1985 года, но потом его перенесли на год, а затем и вовсе про него забыли. Тренировки женского экипажа продолжались вплоть до 1987 года, но идея так и не была реализована.

Самое поразительное, что не сделано это и сейчас. Вряд ли это случится и в ближайшем будущем: среди 32 российских космонавтов только одна женщина – Анна Кикина. Наша четвертая женщина в космосе Елена Серова осенью 2016 года освобождена от должности инструктора-космонавта-испытателя 2-го класса в связи с избранием депутатом Государственной Думы РФ.

При этом другую задачу – участие женщины в долговременном полете – осуществить смогли. В 1994 году на орбиту отправилась Елена Кондакова, на станции «Мир» она провела пять месяцев.