Эмили Бронте: жестокая литература
То, что смерть неразрывно связана с любовью, а добро со злом сегодня звучит как банальность. Но Эмили Бронте умела писать об этом так, что добропорядочные английские дамы падали в обморок, а джентльмены разражались проклятиями.
Затворница
Эмили выросла среди пустошей северной Англии, где вела уединенную и набожную жизнь. Она общалась с ближайшими родственниками, из дома выходила только ради службы в церкви или прогулки по вересковым холмам.
Социальные связи писательницы практически полностью ограничивались членами ее семьи.
Своей замкнутостью Эмили выделялась даже среди сестер и брата, с которыми выросла в одном доме. Бронте и своей жизнью и своими произведениями создала один из наиболее сильных образов затворничества в мировой литературе.
Тип романтического миросозерцания, который она утвердила, соотносится с байронизмом – как его обратная сторона.
Если байронизм можно считать парадным лицом романтизма, то Эмили Бронте показала его внутреннюю, сокровенную суть.
Сестры Бронте
Старшая – Шарлотта, средненькая – Эмили, и младшая – Энн, все три сестры Бронте увлекались литературой. В семье был еще один одаренный ребенок, их родной брат Бренуэлл.
В большое литературе сестры дебютировали одновременно, в 1847 году, написав «Джейн Эйр», «Грозовой перевал» и «Агнес Грей».
Наибольший успех пришелся на долю Шарлотты, по большому счету, именно ее роман привлек внимание и к книгам двух других сестер.
«Грозовой перевал»
При первом прочтении книга Эмили шокировала читателей своей жестокостью, но и притягивала силой описанных в ней страстей.
Уже в XIX веке «Грозовой перевал» был назван самым «романтичнейшим романом», превратившись в один из эталонов традиции романтизма. Со временем его популярность только росла.
Грозовой перевал» стал классикой мировой литературы и на протяжении полутора веков сохраняет живое и современное звучание. Об этом говорит и множество экранизаций, и ссылки на роман в популярной культуре.
Например, в 1978 году сингл «Грозовой перевал» английской певицы Кейт Буш возглавил чарты Великобритании, Австралии и некоторых других стран.
А в 1996 году Селион Дион исполнила песню It's All Coming Back to Me Now, которая также была вдохновлена романом Эмили.
Но, пожалуй, самым известным отголоском «Грозового перевала» стала знаменитая серия книг «Сумерки», в которых использованы некоторые мотивы из романа Эмили Бронте.
Хитклифф
Хитклифф – центральный персонаж «Грозового перевала», строго говоря, именно его сложный, интригующий и не до конца понятный характер и принес громкую славу и всемирное признание роману Бронте.
По литературному типажу Хитклифф – классический байронический герой, но Бронте развивает образ дальше, наделяя его массой отрицательных черт.
Хитклифф опасен и мстителен, таковым его сделала темная романтическая связь с погибшей женщиной, которую он страстно любил.
Бронте первой нашла психологическую формулу, которая в дальнейшем стала «золотой», в той или иной степени хитклиффские черты характера можно обнаружить в огромном количестве популярных литературных и киношных персонажей, от героев «Сумерек», до леджеровской трактовки Джокера или, совсем свежий пример, Кристина Грея из «50 оттенков серого».
У истоков фэнтези
Несмотря на то, что жанр фэнтези сложился только в начале XX века, семейство Бронте имело к нему некоторое отношение.
Сестры, практически лишенные общения с другими сверстниками, совместно творили свои собственные вымышленные миры – сначала просто разыгрывая сказочные события, затем записывая их. Это называлось «игрой».
Источником для детского воображения становилось средневековье и новейшая история, басни Эзопа, романы Вальтера Скотта.
Эмили и младшая сестра Энн со временем отделились от игры Шарлотты и брата Бренуэлла. В соавторстве они создали свой мир, который состоял из двух островов – Гондал и Гаалдин.
Юношеские произведения Эмили об этом мире не сохранились. Однако значительная часть ее поэзии имеет прямое к нему отношение (одна из тетрадей так и называется – «Гондалские стихи»).
Для Эмили, как и для остальных сестер, воображаемый мир игры стал своеобразной творческой лабораторией, из которой и вышли ее «взрослые произведения».
Известно, что Эмили очень серьезно относилась к игре вплоть до своей смерти.
Непризнанный гений
Нельзя сказать, что Эмили Бронте была совсем неизвестна при жизни, однако громкого литературного успеха она не знала.
Ее стихи были практически не замечены читателями, а изданный незадолго до смерти роман «Грозовой перевал» хоть и вызвал противоречивый интерес публики, потерялся на фоне шумного успеха «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте и скандалов вокруг «Незнакомки из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте.
Зато вскоре после смерти писательницы роман «Грозовой перевал» получил высокую оценку и впоследствии был признан шедевром литературы романтизма.
Позже была оценена и поэзия Эмили. Сегодня ее считают не менее гениальным поэтом, чем Байрон, Шелли, Китс или Блейк.
Известный французский философ Жорж Батай рассматривал Эмили Бронте в одном ряду с Бодлером, Прустом, Кафкой и другими писателями, чье творчество наиболее ясно и точно раскрывает проблему соотношения литературы и Зла.
Мистицизм
Дом, в котором выросли сестры Бронте, был пронизан религиозной атмосферой. Ирландский пастор любил своих дочерей, но воспитывал их в строгости и аскетичности.
Религия была одной из констант мира, в котором жила Эмили. Другой была литература.
В творчестве Эмили мистицизм и литература соединились в новое качество. Некоторые исследователи даже считали, что Эмили Бронте имела непосредственный мистический опыт, находя в ее поэзии связь с видениями Терезы Авильской.
Об этом судить трудно, но несомненно, что многие стихи Эмили Бронте описывают необыкновенно обостренные душевные состояния, которые соотносятся с мистическими переживаниями.
Бунт против морали
Вероятно, самым скандальным из произведений сестер Бронте при их жизни считался роман «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла», написанный самой младшей сестрой Энн.
Его называют чуть ли не самым первым феминистским романом, после смерти сестры Шарлотта даже запретила его переиздание.
Однако «Грозовой перевал» Эмили Бронте восстает против викторианской морали не меньше чем «Незнакомка».
Образ вспыльчивой и своенравной Кэтрин, открыто пренебрегающей своим мужем в пользу запретной детской любви к злодею Хитклиффу, вряд ли можно назвать добропорядочным в глазах английских леди и джентльменов.
И при повторном издании «Грозового перевала» Шарлотте Бронте приходилось оправдываться перед критиками за произведение своей младшей сестры.
Она убеждала публику, что в романе, несмотря на мрачную ужасающую атмосферу, есть место и нежности, и доброжелательности и другим человеческим чувствам, хотя они и находятся в тени демонической фигуры Хитклиффа.
За счет того, что бунт в романе Эмили выражен в менее прямой и публицистической форме, нежели у ее сестры, его значение сохраняется по сей день.
«Смысл «Грозового Перевала» - прежде всего в вызове, брошенном общепринятой морали, в основе которого заложена сверхнравственность», – пишет Батай уже в 1957 году, то есть спустя 110 лет после первого издания романа.
И популярность «Грозового перевала», которая постоянно возрастает, подтверждает, что этот вызов и сегодня сохраняет свою актуальность.
Литература и смерть
В «Грозовом перевале» Эмили Бронте отчетливо использует некоторые приемы готического романа. Но когда читаешь биографию сестер, складывается ощущение, что сама жизнь в доме Бронте была окутана атмосферой готического ужаса и тайны.
Мать сестер умерла, когда они были совсем маленькими. Вскоре после этого от чахотки умерли две старших сестры.
Дети росли под присмотром отца и тети. Воспитание было достаточно строгим, но смягчалось постоянным совместным творчеством.
С детства все сестры Бронте и их брат Бренуэлл занимались литературой. И все они рано умерли от туберкулеза – брат Бренуэлл дожил до 31 года, Эмили – до 30 лет, Энн – до 29. Шарлотта умерла в 38. Вероятная причина смерти – все тот же туберкулез, но точно она неизвестна.
Впору подумать, что дом Бронте был проклят, и писать очередной готический роман, посвященный одному из самых странных семейств в мировой литературе.