Эмили Бронте: жестокая литература

То, что смерть неразрывно связана с любовью, а добро со злом сегодня звучит как банальность. Но Эмили Бронте умела писать об этом так, что добропорядочные английские дамы падали в обморок, а джентльмены разражались проклятиями.

Затворница

Эмили выросла среди пустошей северной Англии, где вела уединенную и набожную жизнь. Она общалась с ближайшими родственниками, из дома выходила только ради службы в церкви или прогулки по вересковым холмам.

Социальные связи писательницы практически полностью ограничивались членами ее семьи.

Своей замкнутостью Эмили выделялась даже среди сестер и брата, с которыми выросла в одном доме. Бронте и своей жизнью и своими произведениями создала один из наиболее сильных образов затворничества в мировой литературе.

Тип романтического миросозерцания, который она утвердила, соотносится с байронизмом – как его обратная сторона.

Если байронизм можно считать парадным лицом романтизма, то Эмили Бронте показала его внутреннюю, сокровенную суть.

Сестры Брон

его популярность только росла.

Грозовой перевал» стал классикой мировой литературы и на протяжении полутора веков сохраняет живое и современное звучание. Об этом говорит и множество экранизаций, и ссылки на роман в популярной культуре.

Например, в 1978 году сингл «Грозовой перевал» английской певицы Кейт Буш возглавил чарты Великобритании, Австралии и некоторых других стран.

А в 1996 году Селион Дион исполнила песню It's All Coming Back to Me Now, которая также была вдохновлена романом Эмили.

Но, пожалуй, самым известным отголоском «Грозового перевала» стала знаменитая серия книг «Сумерки», в которых использованы некоторые мотивы из романа Эмили Бронте.

Хитклифф

Хитклифф – центральный персонаж «Грозового перевала», строго говоря, именно его сложный, интригующий и не до конца понятный характер и принес громкую славу и всемирное признание роману Бронте.

По литературному типажу Хитклифф – классический байронический герой, но Бронте развивает образ дальше, наделяя его массой отрицательных черт.

Хитклифф опасен и мстителен, таковым его сделала темная романтическая связь с погибшей женщиной, которую он страстно любил.

Бронте первой нашла психологическую формулу, которая в дальнейшем стала «золотой», в той или иной степени хитклиффские черты характера можно обнаружить в огромном количестве популярных литературных и киношных персонажей, от героев «Сумерек», до леджеровской трактовки Джокера или, совсем свежий пример, Кристина Грея из «50 оттенков серого».

Несмотря на то, что жанр фэнтези сложился только в начале XX века, семейство Бронте имело к нему некоторое отношение.

Сестры, практически лишенные общения с другими сверстниками, совместно творили свои собственные вымышленные миры – сначала просто разыгрывая сказочные события, затем записывая их. Это называлось «игрой».

Источником для детского воображения становилось средневековье и новейшая история, басни Эзопа, романы Вальтера Скотта.

Эмили и младшая сестра Энн со временем отделились от игры Шарлотты и брата Бренуэлла. В соавторстве они создали свой мир, который состоял из двух островов – Гондал и Гаалдин.

Юношеские произведения Эмили об этом мире не сохранились. Однако значительная часть ее поэзии имеет прямое к нему отношение (одна из тетрадей так и называется – «Гондалские стихи»).

Для Эмили, как и для остальных сестер, воображаемый мир игры стал своеобразной творческой лабораторией, из которой и вышли ее «взрослые произведения».

Известно, что Эмили очень серьезно относилась к игре вплоть до своей смерти.<