Шарлотта Бронте: у истоков феминизма
Одна из первых английских романисток, старшая из знаменитых сестер Бронте. В своих романах она дала новый тип героини и впервые затронула проблему зависимого положения женщины в викторианском обществе.
1. Литературное семейство
Шарлотта Бронте родилась в семье небогатого англиканского священника. В 5 лет она потеряла мать, а когда ей было 9, от туберкулеза умерли старшие сестры – Мария и Элизабет. После их смерти отец забрал Шарлотту и ее младшую сестру Эмили из пансиона и сам занялся их образованием и воспитанием.
Шарлотта оказалась старшей из выживших детей Бронте. Практически все детство вместе с братом Бренуэллом и сестрами Эмили и Энн она безвылазно провела в родном доме в деревне Хоэрт в Западном Йоркшире.
Основным развлечением в сельской глуши для них стало творчество. Все Бронте с увлечением не только читали книги, но и с детства писали сами. Вдохновляясь историческими романами Вальтера Скотта и сказками «Тысячи и одной ночи», Шарлотта вместе с братом и сестрами придумывала собственные вымышленные миры. А началось все с коробки игрушечных солдатиков, которых отец купил Бренуэллу в подарок.
«Мы с Эмили спрыгнули с постели, я схватила одного и воскликнула: «Это герцог Веллингтон! Пусть он будет мой!». Когда я сказала это, Эмили тоже взяла одного и сказала, пусть он будет её. Когда Энн спустилась вниз, и она взяла одного», – описывала Шарлотта.
Так появились миры Стеклянного Города, Ангрии и Гондала. Именно в них сестры Бронте изначально оттачивали свой литературный талант.
2. Ангрия
Литературная игра затянулась на годы. Шарлотта, как и ее сестры, взрослела не только в реальном мире, но и в вымышленном волшебном. Год за годом она придумывала и записывала новые истории об английских искателях приключений, потерпевших кораблекрушение у побережья Африки и основавших там колонии.
По воле Шарлотты, ее брата и сестер на африканском континенте появилась целая конфедерация английских колоний, состоявшая из нескольких королевств, первые лица которых воевали, страдали и влюблялись, плели интриги, женились и разводились, и вообще вели чрезвычайно активную личную и военно-политическую жизнь.
Самым любимым детищем Шарлотты было королевство Ангрия, с которым она долго не могла расстаться. Последнее произведение ангрианского цикла писательница создала в 23 года, а ее первый, так и незаконченный, «взрослый» роман «Эшворт» основывался на характерах и взаимоотношениях героев, придуманных в вымышленных мирах детства.
Кроме того, созданный Шарлоттой в романе «Джейн Эйр» новый тип героини во многом уже просматривался в Элизабет Гастингс, возникшей в ее ранних произведениях. Таким образом, литературная игра детства стала не просто случайной пробой пера, но самой настоящей творческой лабораторией, в которой Шарлотта и её сестры готовились к написанию своих великих романов.
3. Учительница и гувернантка
До 15 лет Шарлотта Бронте практически не покидала родного дома. За исключением 9 месяцев жизни в пансионе для дочерей духовенства в деревне Кован-Бридж, откуда отец забрал Шарлотту и Эмили после смерти их старших сестер. Однако в 1831 году Шарлотта отправилась завершать свое образование в школу в Роу-Хэде. А после окончания вернулась туда и три года (с 1835 по 1838) работала учительницей.
Учительскую стезю Шарлотта не считала своим призванием. Она мечтала о литературной карьере, продолжала писать и, откровенно говоря, страдала от скучной рутинной работы. Однако недостаток средств вынуждал отдавать этой работе большую часть времени.
В 1838 году Шарлотта оставила школу и в следующем году устроилась гувернанткой. Она успела поработать в двух семьях, но удовлетворения от этого труда также не получала. После этого Шарлотта вместе с Эмили училась и преподавала в пансионе в Брюсселе, а вернувшись домой, попробовала открыть в 1844 году собственную школу-пансион, но эта затея провалилась.
Учительский опыт нашел отражение во всех романах Шарлотты и, прежде всего, в самом первом романе «Учитель», опубликованном уже после смерти писательницы. Та специфическая женская проблематика в ее связи с патриархальным викторианским обществом, к которой Шарлотта обратилась в своих книгах, была знакома ей не понаслышке.
Она происходила из бедной семьи и не могла рассчитывать на выгодный брак, да и не хотела попадать в то зависимое и подчиненное положение, в котором оказывалась замужняя женщина. Напротив – с юности Шарлотта была вынуждена работать и искать путь к самореализации в мире, который построили мужчины для мужчин. Работа учительницей и гувернанткой не могла разрешить всех противоречий на этом пути, поэтому её ответом стала литература.
4. Каррер Белл и другие Беллы
Впервые заявить о себе на литературном поприще Шарлотта попыталась в 1836 году, когда послала свои стихотворения поэту Роберту Саути. Он ответил, что она обладает поэтическим даром, однако предостерег от излишней поэтической экзальтации и неумеренного энтузиазма и предупредил, что чрезмерная увлеченность поэзией может отрицательно сказаться на её здоровье. Саути заметил, что женщины, конечно, могут заниматься поэзией, но не должны забывать ради нее о своих «женских обязанностях».
Возможно, это письмо повлияло на то, что Шарлотта со временем отошла от стихов и сосредоточила свои усилия на прозе. Но главное, чему научила её реакция Саути – публика будет оценивать не только текст, но и его автора, и к женщинам предъявит особые требования.
Именно поэтому Шарлотта и её сестры стали публиковаться под псевдонимами, назвавшись братьями Беллами. Первой публикацией был совместный сборник «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов», изданный на собственные деньги в 1846 году. Книга практически не продалась (за первый год – 2 экземпляра), однако сестры продолжили работу над своими романами и в том же году каждая отправила лондонским издательствам по рукописи.
Роман Шарлотты «Учитель» был отвергнут, тогда как произведения младших сестер приняли. В ответ на отказ Шарлотта послала в издательство Smith, Elder & Company другую рукопись – свой новый роман «Джейн Эйр». Уже через несколько месяцев роман напечатали. Естественно, под тем же псевдонимом Каррера Белла.
Именно под этим мужским именем читатели впервые узнали одну из первых английских романисток, чьи произведения оказали заметное влияние на идеологию европейского общества и стояли у истоков движения за женскую эмансипацию.
5. Джейн Эйр
Роман «Джейн Эйр» был сразу же высоко оценен читателями и критиками, но вызвал полемику в английском обществе, так как до Шарлотты и её сестер никто не поднимал не то, что вопросов о равноправии полов, но даже не видел женщину субъектом действия. Шарлотта была одной из первых, кто обратился к проблемам зависимого положения женщин в викторианском обществе. Она дала тип новой героини и, быть может впервые, сделала английскую женщину видимой.
Роман Шарлотты остается во многом связанным с романтической традицией и с жанром готического романа. Новаторским его делает характер героини. Шарлотта строит повествование вокруг образа Джейн Эйр, который явно выходит за рамки романтизма.
Она как бы переворачивает сюжет о золушке, лишая свою героиню и внешней красоты, и чуда в виде тетушки-феи. Бедная одинокая сирота с невзрачной внешностью, ставшая гувернанткой, да еще и отказавшаяся от принца из-за своих «моральных принципов». Единственное, что есть у Джейн Эйр – это ее труд, а также независимость и достоинство, которые им обеспечены.
И хотя в самом развитии событий все же присутствуют элементы чудесного (например, вдруг нашедшиеся родственники и наследство от дяди), характер главной героини строится уже по реалистическим принципам. Шарлотта Бронте дает тип новой женщины, новой не только для литературы, но и для английского общества середины XIX века.
6. Писательница и феминистка
Эта женщина – деятельна, самостоятельна и независима. Она вполне уважает пуританскую мораль и придерживается ее принципов, но при этом осмеливается говорить от своего имени и хочет быть услышанной. Она жаждет не просто удачного замужества и семьи, но самореализации и равенства в браке. Даже не смотря на всю умеренность, с какой Шарлотта подходила к изображению женщин, ее идеи были передовыми для своего времени. Неслучайно некоторые рецензенты обвиняли писательницу в «нравственном якобинстве».
«Я не птица, и никакие сети не удержат меня, я свободное человеческое существо, с независимой волей, которая теперь требует, чтобы я вас покинула», – такие, казалось бы, безобидные слова из уст женщины в викторианской Англии звучали по меньшей мере вызывающе.
Своих героинь Шарлотта во многом списывала с себя. Автобиографичной была и фактура романов. Учительство за гроши в бедных сельских пансионах, работа гувернантки, когда ты полностью зависишь от произвола хозяев. У женщины, даже хорошо образованной, практически не было возможностей для развития и самореализации. Шарлотта, как и ее сестры, хорошо знала это по себе, и пыталась отвоевать свое место под солнцем в чужом мужском мире, хотя и не высказывала радикальных идей и не призывала свергать патриархат.
Она сделала нечто более важное – рассказала женщинам, что у них есть право на достоинство и независимость, научила их действовать и быть видимыми. В некотором смысле, она была феминисткой до феминизма.